70 лет как Арев Багдасарян начала прославлять на весь мир армянский ансамбль песни и пляски «Дружба»

Арев Григорьевна Багдасарян (2.4.1913, Шуши, Арцах – 17.2.1994) – советская и армянская певица, танцовщица, руководитель и солистка ансамбля песни и пляски народов мира «Барекамутюн» («Дружба»), ученица заслуженной артистки Узбекской ССР Тамары (Петросян) Ханум. Арев Багдасарян, она же «Нахшун Баджи» – заслуженная артистка Армянской ССР, обладательница ордена «Знака Почёта», награждена медалью «Ветерана Труда», нагрудным знаком им. «Хо Ши Мина».

В 2025 году – 70 лет как Арев Григорьевна, став бессменным в течение 33 лет руководителем и солисткой армянского ансамбля песни и пляски «Дружба», прославила его на весь мир. За 50 лет своей сценической деятельности исполнила десятки песен и танцев разных народов. Ее репертуар составляли более 70 песен и плясок, из которых почти половина – армянские. Венцом ее творчества стали карабахские песни и танцы.

Об Арев Багдасарян и ансамбле “Дружба” написаны сотни публикаций, в том числе:

Приводим ниже статью 2022 года с сайта https://www.radiovan.fm/station/article/39332https://barev.today/news/nakhshun). В текст вставлены пять трёхминутных видео с ютуб канала Карена Кароевича Авакяна, сына Арев Багдасарян.

Арев Багдасарян (Արև Բաղդասարյան) родилась 12 апреля 1913 года в городе Шуши. Ближе к 20-м годам, когда её семья переехала в столицу советского Азербайджана – Баку, Арев закончила школу и стала посещать местный танцевальный кружок. Говорят, юная Аревик с детства обладала сильным голосом и слухом, она была не просто певицей или танцовщицей, а артисткой карабахского народа.

«Песни и танцы народов мира в исполнении прекрасной дочери Карабаха никогда не пропадут. В них мы вновь услышим голос народа, удары сердца карабахца и увидим солнечную улыбку Арев («аrev» с перевода с армянского означает «солнце»), – отмечалось в одном из изданий.

В 1937 году, став солисткой Государственного ансамбля народного танца Азербайджана, золотоволосая и зеленоглазая артистка покорила сердца миллионов зрителей. То, как она чувствовала ритм в музыке – не передать словами. Помимо выступлений по всему Советскому Союзу, Арев успевала ещё посещать Бакинское хореографическое училище и заниматься вокалом с народной артисткой и преподавателем Тамарой Ханум.

«Глядя на сольные концерты Арев Багдасарян, нетрудно было понять, что на музыкальном горизонте Армении взошла новая одаренная звезда. Изумлял и восхищал тот беспрецедентный прием, который оказывали ей везде, – в городах, поселках, селах. Ей аплодировали все сословия, ее равно принимали и рабочие, и интеллигенция. Необычайно высоким было ее исполнительское мастерство, которое она преподносила с безграничным артистизмом и обаянием. Арев обладала безупречным вкусом – вкусом художника, музыканта, артиста», – говорила в одном из интервью мастер по вокалу Эмма Цатурян.

В период Великой отечественной войны, Арев, как и многие советские артисты давали концерты на фронтах. Выступая в 89-й армянской Таманской дивизии, Арев Багдасарян познакомилась со своим будущим супругом, майором Каро Авакяном. Когда они поженились и переехали в Армению, Арев стала выступать в Армянской Филармонии (1942). Со своим ансамблем она много гастролировала и обрела популярность за пределами СССР, ею восхищались в Индонезии, Индии, Китае, Непале, Пакистане, США, Канаде, Югославии, Сирии, Турции, Египте и Ливане. Отметим, что при богатом репертуаре артистки, одна половина песен была на индонезийском, индийском, пакистанском, русском языках, а другая – на армянском.

Песня Гусана Ашота “Зангезур” в Исполнении Арев Багдасарян (1948 год) (2 мин)

Арев Багдасарян “Кавказский привет” (2 мин)

Песню Артемия Айвазяна «Кавказсий привет» Арев Багдасарян впервые исполнила в феврале 1944 года, когда она в очередной раз поехала на фронт и в течение месяца со своим ансамблем выступала с концертами в Керчи перед бойцами 89-й армянской Таманской дивизии «в условиях непрерывного артиллерийского обстрела и действия авиации противника”… То, как Багдасарян исполняла эту песню, на каком эмоциональном накале она держала ее от первого до последнего такта, необычайно воодушевляло бойцов дивизии. Эта песня, словно тонкий камертон, настраивала бойцов дивизии на новые подвиги. Багдасарян неизменно исполняла ее вновь и вновь: “За Кавказ мы поднимаем чаши и сердца соединяем наши…” И когда она пела: “Не уроним мы армянской чести, мы до самой смерти будем вместе!”, песню подхватывали бойцы и прямо с концерта уходили в бой. Через два дня после отъезда ансамбля Багдасарян на Родину дивизия освободила город Керчь. Выступая по этому поводу в газете “Красный воин”, командир 89-й Таманской дивизии Нвер Сафарян отмечал: “Битву мы выиграли. Керчь была освобождена. Не стану утверждать, что в этом были “повинны” наши земляки-артисты, но то обстоятельство, что их выступления были очень своевременными и во многом способствовали поднятию боевого духа бойцов в победе над врагом, – вне всяких сомнений”.

«Какие поющие руки, какие пламенные глаза, горящий взгляд! Врывается на сцену как вихрь, а уходит – сама кротость. Такое впечатление, что сценическая слава долгое время искала Арев и именно сегодня, они нашли и обняли друг друга», – рассказывала артистка балета Майя Плисецкая.

Немаловажную роль в творчестве Багдасарян занимали её костюмы для танцев. Эскизы к ним создавали лучшие художники Советского Союза. Каждый костюм состоял из нескольких килограммов тканей и украшений. Во время концертов, чтобы не тратить время на переодевание, Арев надевала на себя сразу несколько костюмов. Когда объявляли следующий номер, ей оставалось снять лишь верхний слой одежды. Среди популярных песен артистки – «Зангезур», «Я ашуг», «Апаранский обычай», а также карабахские народные песни и танцы. Визитной карточкой певицы стала песня «Нахшун баджи» (Красивая сестричка), ставшая достоянием всего армянского народа.

Песня на вьетнамском языке в турне по Вьетнаму (2 мин)

Вьетнамскую песенно-танцевальную миниатюру в исполнении народной артистки Армянской ССР Арев Багдасарян. Она создала ее в далеком 1957 году, когда в составе делегации мастеров советского искусства участвовала в турне по Вьетнаму. Волнение артистки было чрезвычайно велико – ведь это впервые она должна была выступить перед зарубежным зрителем.

Узундара… Последний концерт народной артистки Армянской ССР Арев Багдасарян в 1991 году (4 мин)

В ярком карабахском костюме под аплодисменты публики она исполняет “Нахшун баджи”. Артистка выступает величаво и торжественно, демонстрируя грацию иного порядка. “Меня зовут Нахшун баджи, Карабахской Нахшун баджи, Я пасла коров, Коровы пропали, я осталась…” Ей говорят танцуй, но баджи не умеет, и все же не беда – научится, не стыдно – научится… В конце баджи танцует традиционный танец “Узундара”. Этот танец, приобретший новый колорит, всюду проходивший с огромным успехом, один из шедевров Багдасарян, ее конек, отшлифованный до мельчайших деталей…

В последние годы своей жизни Арев по-прежнему продолжала гастролировать и в добавок, стала появляться в музыкальной программе Центрального телевидения Советского Союза. Напомним, что Арев Багдасарян более 50 лет выступала на сцене, из которых 30, была руководителем и солисткой ансамбля песни и пляски народов мира «Барекамутюн» («Дружба»). Арев Багдасарян умерла в 1994 году, по завещанию она была похоронена в костюме карабахской «Нахшун Баджи», которую все так любили.

Памятник Карабахской женщине у здания Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова, на пересечении проспекта Саят-Новы и ул. Теряна. Скульптор Давид Ереванци за основу взял образ танцовщицы и певицы Арев Багдасарян.

Короткое послесловие

Уже более 30 лет как ушла Арев Григорьевна Багдасарян. Но её память сохраняется, посеянные ею семена дали множество всходов. Её песни поют, её танцы в репертуаре многих ансамблей. Маленькой Цовинарчику было 6 годиков, когда в Степанакерте в первом классе с одноклассниками она исполняла Нахшун баджи.

Прошли годы, и вот она сама, Цовинар Аветисян, уже взрослая танцует арцахские и другие танцы, сама стала художественным руководителем, преподаёт танцы ансамблю “Наири” Армянской Апостольской церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. К тому же растит двух своих малышек, в том числе на этих песнях, танцах, культуре и традициях древнего армянского Арцаха и Армении.

Цовинар Аветисян. Арцахский народный женский танец “Бахтавари” (Концерт ко Дню города Любань Ленобласти, 15.6.2023) (3 мин)

Эта статья в других веб ресурсах:

Добавить комментарий