24-25 марта 2025 г. в Санкт-Петербурге в ГБОУ средней школе №259 имени М.Т. Лорис-Меликова прошёл крупный международный семинар “Роль школьного музея в формировании патриотизма как основы гражданской идентичности личности”. Несколько участников приехали из Москвы, Великого Новгорода. Было выступление из Беларуси. В работе семинара принял участие и представитель армянской автономии, он сделал несколько видеозаписей, которые скоро будут добавлены на эту страницу. Пока – три видео и несколько фотографий.
(скоро обновление этой страницы)

Модератор: Осепян Анна Карленовна, заведующий музеем, учитель труда (технологии) и индивидуального проекта ГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Внизу:
- Видеофрагменты выступлений
- Программа семинара
- Фотографии.
Видеофрагменты выступлений
Рубен Никогосян (9 класс школы №259, юный экскурсовод музея «У истока»). Экспозиция “Граф М.Т. Лорис-Меликов”
Астгик Телемаковна Кочарян (директор школы №259)
Елена Владимировна Пономаренко (Всеволожск) “Нейросети в музейном деле: проблемы и перспективы”
Дамиль Раисов (8 класс школы №259, юный экскурсовод музея «У истока»)
Экскурсия “Долетали сильнейшие”
Программа семинара
Приветственное слово:
· Кочарян Астгик Телемаковна, директор ГБОУ средняя школа № 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации.
· Бронникова Евгения Петровна, Ассоциация военно-морских музеев и хранителей морских традиций, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого.
· Некрасова Ксения Сергеевна, Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных».
Пленарное заседание (доклады)
«Из опыта работы школьных музеев в Адмиралтейском районе» Попова Светлана Юрьевна, методист ГБУ ДО ДТ “Измайловский” Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Дацыкова Оксана Олеговна, методист ГБУ ДО ДТ “Измайловский” Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
«Формирование культурной и патриотической идентичности обучающихся средствами взаимодействия школьных музеев» Морозов Сергей Михайлович, заведующий школьным музеем «У истока», кандидат исторических наук, учитель истории, обществознания и географии ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
«Музейный проект “Дружим в прямом эфире”, как элемент объединения музеев и шаг к изучению истории» Канцибер Алла Александровна, руководитель Музея истории развития морской авиации им. Т.А. Апакидзе ГБОУ города Москвы «Школа № 1383».
«Патриотизм в действии: воспитание гражданственности через спектакль-исследование» Аксенова Марина Викторовна, председатель общественного совета Музея истории развития морской авиации им. Т.А. Апакидзе, дочь Героя России, морского летчика В.Я. Глухарева, ГБОУ города Москвы «Школа № 1383».
«Школьный музей — хранитель истории и традиций патриотизма» Орехова Надежда Михайловна, руководитель Музея истории школы и семьи Космодемьянских, ГБОУ города Москвы «Школа № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских».
«Создание культурного пространства: совместные проекты в музейной деятельности» Емец Александр Николаевич, руководитель музея подводников ГБОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Н. Кесаева, город Севастополь.
«Исследовательская работа в школьном музее» Богданова Ольга Валентиновна, руководитель Музея истории школы и посёлка Советский, МБОУ СОШ посёлка Советский, Ленинградская область, Выборгский район; Чипенко Михаил Владимирович, заместитель председателя Истрико-просветительской общественной организации “Память земли нашей”, Ленинградская область, Выборгский район.
«Из опыта сотрудничества с поисковым движением и коллаборации со школьным музеем города Борисоглебска в рамках проекта “История большой страны”, музей Победы» Скобочкина Юлия Владимировна, руководитель школьного музея, учитель истории, МАОУ «Гимназия” Новоскул” г. Великий Новгород; Смолякова Наталья Юрьевна, учитель истории, МАОУ «Гимназия” Новоскул” г. Великий Новгород.
«Общешкольный проект “Пароль Победа”» Зайцева Татьяна Владимировна, сотрудник Музея “Герои Ораниенбаумского плацдарма” ГБОУ СОШ № 238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Бойко Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания, член общественного совета музея «Герои Ораниенбаумского плацдарма» школы № 238.
«Нейросети в музейном деле: проблемы и перспективы» Пономаренко Елена Владимировна, методист ВРМЦ Всеволожского района, руководитель школьного музея Краснознамённой Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства МОУ СОШ РЦО, Всеволожский район.
«Сохранение исторической памяти: опыт музеев ОУ в военно-патриотическом воспитании молодежи» Белова Марина Павловна, заведующий военно-историческим залом Филиала Нахимовского военно-морского ордена Почета училища в городе Мурманск.
«Школьный народный музей Российского флота имени Петра Ляшенко муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей» Уханова Валентина Петровна, член общественного совета школьного народного музея Российского флота Павловской станции юных техников, Воронежская область.
«Интеграция музейной деятельности в учебный процесс» Моржерина Валентина Михайловна, учитель истории и обществоведения, руководитель музея 57-й Краснознаменной Смоленской морской ракетоносной авиационной дивизии ГУО «Гимназия г. Быхова», г. Быхов, Республика Беларусь.
«Наследие в небе: влияние выставочно-туристического центра на формирование патриотизма через сотрудничество со школьными музеями» Петрова Елена Ярославовна, руководитель выставочно-туристического центра военно-морской авиации «Крым. Небо. Самолеты», г. Севастополь.
Практическая часть – Школьные музейные практики
Практикум №1: Музей «У истока» Каб. 21, этаж 3
«Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности: “От музейных стен до сердец: патриотизм через активное вовлечение”» Бердникова Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; Актив школьного музея “У истока”: Раисов Дамиль, “Долетали сильнейшие”.
«Разговор с защитником Отечества: создание макета школьного журнала “У истока”» Абдулаева Татьяна Константиновна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы.
Практикум №2: Учебный зал «Многонациональный Петербург» Каб. 25, этаж 4
“Наследие народов: Многонациональный бессмертный полк” Пушкарева Мария Сергеевна, заведующий школьным музеем «У истока», учитель музыки и ИЗО ГБОУ средняя школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
«Вклад народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне» Кургинян Рузанна Агабековна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Актовый зал Подведение итогов
Фотографии
Альбом – https://vk.com/album-187421469_306961896
