25 апреля 2023 года в Доме дружбы Ленинградской области (ДДЛО) прошёл круглый стол «Ладога. Созвездие культур», посвященный 1270-летию Старой Ладоги.
Ранее об этом было в списке анонсов на сайте Армянской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (АНКА) https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/anons-april-2023
2 февраля тема Старой Ладоги обсуждалась на рабочем совещании в ДДЛО https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/2-2-2023
26 марта состоялось паломничество членов армянской общины в Старую Ладогу https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/26-3-2023-ladoga
Инициатором и организатором проведения круглого стола выступила Региональная общественная организация «Историко-культурный центр «ВОРОНЕГА» при поддержке ДДЛО.
Участники
В заседании 25 апреля приняли участие:
- Елена Викторовна Ермолина, заместитель руководителя ГКУ ЛО “Дом дружбы Ленинградской области”,
- Анна Ивановна Мельникова,руководитель Ресурсного информационного центра Северо-Западного федерального округа,
- Александр Иванович Терюков, старший научный сотрудник Отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, канд. ист. наук,
- Николай Александрович Ванюшов, руководитель Историко-культурного центра “Воронега”,
- Сергей Викторович Васильев, Историко-культурный центр “Воронега”, канд. ист. наук,
- Акиндин Алексеевич Павлов, Историко-культурный центр “Воронега”,
- Эльдар Александрович Гаджиев, Представительство Республики Дагестан в Санкт-Петербурге,
- Ваддах Ал-Джунди, заместитель председателя межрегиональной общественной организации “Общество граждан сирийского происхождения”,
- Андрей Анатольевич Сыров, генеральный директор Издательского дома “Инкери”,
- Варвара Игоревна Лапковская, Санкт-Петербургский Музей Хлеба,
- Галина Белашова, Марийская НКА “Ший корно”,
- Ваган Бабаханян, помощник председателя Совета АНКА.
Кратко
Выступления касались «Великого Волжского пути», «Пути из варяг в греки», истории Старой Ладоги. Участники обсудили вопрос проведения осенью этого года научно-практической конференции, посвященной 1270-летию Старой Ладоги.
Заметка о мероприятии размещена и на сайте ДДЛО – http://forumnarodov47.ru/?id=3596
Подробно
Мероприятие открыла Елена Викторовна Ермолина. Она, в частности, сказала:
«Старая Ладога – это не только перекресток торговых путей, это перекресток культур. Сколько людей с разных концов света, Востока и Запада побывало здесь. Каждый оставил свой след. И сегодня мы окунемся в исторический экскурс, услышим мнения ученых о месте Старой Ладоги в исторической летописи России».
Слева направо: Н.А. Ванюшов, Е.В. Ермолина, С.В. Васильев
Справа налево: А.И. Терюков, А.А. Павлов, А.И. Мельникова, Г. Белашова
Модератором и основным докладчиком был Александр Иванович Терюков.
Он сказал о многих интересных фактах:
- о смене акцентов: от пути из варяг в греки – к Великому Волжскому пути.
- о посещении Старой Ладоги и своём вовлечении в тему, начатого со знакомства с А.Н. Кирпичниковым 50 лет назад,
- о затенённности темы Ладоги консеервативными историками, пишущими только о Новгороде, однако тема Ладоги постепенно “растёт”,
- о новгородских ушкуйниках,
- о споре Ломоносова с Миллером,
- о политогенезе Руси,
- о раскопах в Старой Ладоге до первого слоя,
- о первых упоминаниях Руси у арабских путешественников, в т.ч. у Ибн Фадлана,
- о сохранении в России сасанидского серебряных изделий и монет, которые в Персии были переплавлены при Ахеменидах,
- о готовящемся новом издании “Арабы в России” – в развитие трудов Исаака Натановича Винникова и других арабистов,
- о книге Сауло Кепсу “Петербург до Петербурга”
и т.д.
В своем выступлении Александр Иванович отметил: «Я не случайно назвал свой доклад так «Ладога. Между Востоком и Западом». Потому что хотим мы этого или нет, мы стоим на стыке. Сама история и геополитика нам об этом говорит. Впервые я побывал в Старой Ладоге в 1972 году. И с тех пор, благодаря огромной работе моих коллег, и лично Анатолия Николаевича Кирпичникова, я стойко убежден, что Старая Ладога откроет нам еще немало своих тайн. Год за годом там ведутся раскопки, археологические изыскания, которые сегодня ограничиваются лишь техническими возможностями. Каждый артефакт, который поднят из глубины веков, раскрывает нам все новые и новые страницы ее летописи».
Обложка и начало брошюры под редакцией директора Староладожского Музея Л.А. Губчевской
В своем выступлении С.В. Васильев предложил с целью популяризации Старой Ладоги организовать международный конкурс творческих работ «Ладога. Созвездие культур» (графика, живопись, декоративное искусство).
В выступлении Н.А. Ванюшова была затронута тема Битвы при Воронежке 28 мая 1164 года. Она была за 76 лет до более знаменитой Невской битвы 15 июля 1240 года. С 2012 года в деревне Самушкино Волховского района 28 мая ежегодно проходит праздник «Победа русских воинов», а с 2019 года этот день включен в Календарь памятных дат Ленобласти. Битва при Воронежке, будучи первой победой над шведами, не менее важна, чем Невская битва: тогда из 55 кораблей шведов только 12 вернулись, отступая после сокрушительного поражения.
В старинных арабских рукописях и на картах есть упоминание о Старой Ладоге, которая была известна путешественникам Востока еще в VIII веке. «О Новгороде есть упоминания веком позже, значит, Ладогу узнали раньше Новгорода. И как всегда следуя законам эволюции, вначале была торговля, а затем культурное и духовное сотрудничество и проникновение культур», – отметил Ваддах Ал-Джунди.
Слева направо: А.А. Сыров, В. Ал-Джунди, Э.А. Гаджиев
Варвара Игоревна Лапковская рассказала о роли хлеба и культуры возделывания, о трудности взращивания пшеницы на Севере и о ржаной цивилизации: «Хлеб – это единственный продукт, который никогда не приедается» упомянула в своем выступлении мнение ученых Варвара Лапковская, сотрудник Санкт-Петербургского музея Хлеба. По сохранившимся источникам в Ладоге в IX-X веках уже выращивали рожь. «Поскольку Ладога все-таки была перекрестком торговых путей, вместе с другими товарами здесь начинают появляться и разные хлебобулочные, говоря современным языком, изделия. Так, с Востока в Ладогу пришел пресный хлеб – лепешки, которые можно было взять собой в дальнюю дорогу. А с Запада к нам пришли пироги. Потому что пироги с начинкой – это, как ни удивительно для вас сейчас прозвучит, еда для путешественников. И тесто здесь служило своеобразной упаковкой. Так что вопреки расхожему мнению, пироги не являются блюдом русской традиционной кухни».
Андрей Анатольевич Сыров посетовал, что 70% туристического потока в Ленобласти направлено на Выборг, и Ладога по-прежнему остаётся в тени. Хотя Ладога – прямой предшественник Петербурга.
Ваган Бабаханян сказал, что, участвуя в рабочих совещаниях последнего времени по теме Старой Ладоге, со стороны армянской национально-культурной автономии СПб и армянской общины “Ахтамар” г. Волхов прилагаются усилия по популяризации этой темы. Так, недавние турниры по шахматам и нардам 26 марта в Волхове были названы “Ладога. Созвездие культур” https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/26-3-2023-chess
Слева афиша турнира. На ней внизу иллюстрация из книги Адама Олеария 1630 года о путешествии через Ладогу и Армянское нагорье в Персию. http://crossroadorg.info/olearius-1/
Несмотря на отсутствие пока материалов по связи армян со Старой Ладогой, эта связь, безусловно, была. Продолжением Ладоги был Новгород, затем – Киев. И в Великом Новгороде, и в Киеве армянское участие и наследие очень значительны и известны. Связь с Ладогой почти не изучена, потому это изучение ныне востребовано. Роль армянской общины Петербурга и Ленобласти как раз в инициировании интереса у историков, археологов в Армении и в установлении моста между экспертными сообществами России и Армении по теме Ладоги. В выступлении А.И. Терюкова отмечалось, что в районе Ладоги найдены арабские монеты. Но арабы шли на север через Армянское нагорье. Разве могли армянские торговцы, видя успешную торговлю и довольных соседей арабов, возвращающихся из Ладоги, оставаться безучастными и не вовлечься в торговлю самим?
Если армянские следы отражены в далёкой Якутии (эпос Олонхо), в древнем названии Волги – Араксе, если армянские следы найдены на Соловках, которые более 1000 км севернее Ладоги, то более направленное изучение древних источников даст информацию и о Ладоге. Видный искусствовед Б.Г. Васильев в 2016 году писал о связи фрагмента изображения на знаменитой древней фреске в Старой Ладоге с Арменией.
В конце Ваган Бабаханян, поддерживая призыв коллег к популяризации Ладоги, сказал, что известно, к сожалению, лишь небольшое число стихотворений про Старую Ладогу. Он зачитал одно, которое написано годы назад А. Аракеляном.
Старая Ладога
Есть поистине город старинный,
Он в преданиях народных воспет.
В них былого всплывают картины,
Проливая на прошлое свет.
Древний город – осанкою статен
И величием пышных церквей.
Он невзгодам судьбы не подвластен,
Нерушим толщиной крепостей.
По столетиям плывет славный город –
Точно Волхов Седой вдоль холмов.
Завсегда был надёжной опорой,
Русь спасая от вражьих дымов.
Старо Ладога – крепость и сила
Тех далеких, сумбурных времён.
Князем Рюриком в род соколиный
Русь воздвиглась слиянием племён.
И сегодня, сей град величавый,
Что столицею звался тогда,
Не огромный собой, не стоглавый,
Превратился в прообраз орла.
Злые Викинги, хмарь и невзгоды
Не сломили христианской души,
И фашисты, сатрапы свободы,
Покорить дух Руси не смогли.
Старо Ладога! Бог тебя любит.
Он в лишениях и в горе с тобой.
Пусть же сила с тобою пребудет.
Лучезарен твой блеск не земной.
Армянской общественности напомним видеорепортаж из Старой Ладоги с призывом обязательно посетить эти сакральные места, в которые люди приезжают за тысячи километров со всей России. Трудно понять – как можно жить в паре часов от первой столицы Руси и за десятки лет ни разу её так и не посетить?
Видео (12 мин)
Во время обмена мнениями на круглом столе Александр Иванович Терюков напомнил, что 20 лет назад в 2003 году В.В. Путин приехал в Старую Ладогу. Видеорепортаж Первого канала ТВ (5 мин) –
Однако после кончины в 2020 году ключевого исследователя Ладоги А.Н. Кирпичникова внимание к теме ослабло. Как сказал на круглом столе А.А. Сыров, нам, неравнодушным к истории, надо стать коллективным Кирпичниковым.
В прошедшем круглом столе участники не раз называли Старую Ладогу (Волховское троеградие) перекрёстком культур Восток-Запад. Не секрет, что и Армянское нагорье также перекрёсток и коммуникатор. Это усиливает востребованность изучения представителями одного “Хачмерука” (по-армянски – перекрёсток) – другого.
Ближе к осени состоится крупная конференция к 1270-летию Старой Ладоги.
Эта статья в других ресурсах:
- в группе “Армянская община Санкт-Петербурга и России” в Фейсбуке
- вконтакте
- в Одноклассники.ру
- в Телеграм