Хронологическая справка и предложение.
14 июля 1941 г. — (менее месяца после вероломного нападения Германии) Исаков назначен заместителем главкома по морской части и членом Военного совета Северо-Западного направления (пр. НК ВМФ № 1371).
8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда
Главным узловым местом на западном побережье Ладожского озера были: порт Осиновец (там до сих пор стоит маяк), Шлиссельбург, посёлок Ладожское озеро (там ныне Музей “Дорога жизни”)
11 сентября 1941 г. — историческое “переломное” ночное совещание в Смольном с прилетевшим в Ленинград Г.К. Жуковым (с уастием Исакова) и с отстранением К.Е. Ворошилова от руководства http://crossroadorg.info/isakov-1941-2/
17 сентября 1941 г. из-за бардака в руководстве перевозками по Ладожскому озеру случилось преступление и ужасная трагедия. Преступление – на Баржу № 752 было погружено в несколько раз больше людей и груза, чем было допустимо. Во время шторма и бомбёжки погибли свыше 1200 человек https://armenians-spb.ru/ladozhsky-kurgan/
В докладе 8 октября 1941 г. в разделе причин были слова: “Отсутствие порядка в речном пароходстве и беззаботность…”, “Проявлена была халатность в организации охранения баржи в пути следования…”, “Командир канлодки «Селемджа» капитан III ранга Антонов до преступности оказался осторожен…”,
19 сентября 1941 г. Исакову поручено руководить перевозками по Ладожскому озеру (вероятно, именно ему как поборнику дисциплины и именно после указанных преступления и трагедии)
25 сентября 1941 г. — Исаков контужен под Шлиссельбургом с потерей слуха на левое ухо. (Цитата одного из крупных руководителей: Исаков “руководил перевозками по Ладоге и был подобен пахарю беспримерного дела” http://crossroadorg.info/pavlov-1/)
9 октября 1941 года, по рекомендации Исакова капитан 1-го ранга Виктор Сергеевич Чероков (родился в Ордубаде) назначен командующим Ладожской военной флотилией. Чероков об Исакове – http://crossroadorg.info/cherokov-1/
… Предполагаем, что Исаков способствовал в том числе и прекращению бардака и установлению порядка в деле перевозок по Ладоге. Потому, несмотря на то, что его в ноябре 1941 г. направили на юг, в Тбилиси для помощи командованию ЧФ и ЗакВО (и даже на некоторое время в другую горячую точку – на Дальний Восток с инспектированием), несмотря на это, роль Исакова в становлении Дороги жизни высока. Другие аргументы оценки вклада Исакова – http://crossroadorg.info/isakov-ladoga-1/ и http://crossroadorg.info/isakov-leningrad-1/
Учитывая, что многие члены армянской общины недостаточно информированы,
с целью
- почитания погибших армян и других, в том числе в трагедии 17 сентября 1941 г.,
- ознакомления с Музеем “Дорога жизни”
- поминания ранения Исакова под Шлиссельбургом
ПРЕДЛАГАЕМ
неравнодушным к этой теме нескольким членам армянских общин Кировского, Всеволожского и Волховского районов посетить эти памятные места в октябре.
Дату надо согласовать с заведующим Музея, с которым есть договорённость о сотрудничестве (например, 10 и 11 октября там другие мероприятия).
Также желательно посетить (уникальный и фантастический) частный Музей “Битва за Ленинград” имени Зиновия Григорьевича Колобанова во Всеволожске, который организовал Олег Титберия (в коллекции музея более 10 тысяч объектов: танки, самолеты и т.д., в т.ч. танк “Давид Сасунский”. Адрес: микрорайон Южный, ул. Народная, дом 5, +7 (911) 906-19-45). https://vk.com/bitva_leningrad?w=club203813974 О Колобанове – в конце заметки https://armenians-spb.ru/16-5-2024/ и фильм https://armenians-spb.ru/gatchina-film/