13 марта 2024 г. в Арапском зале Зимнего дворца откроется (до 12 мая) выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация». Экспозиция посвящена окончанию реставрации наборного комода с вензелем Екатерины Великой, исполненного в Санкт-Петербурге в 1760-е–1770-е годы по заказу.
На фото галерист, эксперт антикварного рынка, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24», вице-президент международной конфедерации антикваров и артдилеров Михаил Суслов, с которым связана выставка в Эрмитаже. СМИ о нём в разные годы: 2022, 2020, 2013.
Ниже информация о выставке с сайта СПбКульт.ру.
Эрмитажный комод. Санкт-Петербург, 1767–1777
В 2021 году коллекционер М. А. Суслов приобрёл на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино – бывшего итальянского владения Демидовых. Комод является парным предмету мебели из коллекции Эрмитажа. Однако музейный образец дошёл до нашего времени с заметными утратами, исказившими его первоначальный облик.
Эрмитажный комод. Санкт-Петербург, 1767–1777
Оба этих комода в стиле рококо, вероятно, должны были стать подарком императрице. Однако церемония подношения не состоялась, и комоды заняли место в резиденции Демидовых в Петербурге. В середине XIX века один из комодов был вывезен в итальянскую резиденцию Демидовых в Пратолино, а второй, позднее попавший в собрание Эрмитажа, остался в России.
Гавриил Иванович Скородумов (1755–1792). Портрет Никиты Акинфиевича Демидова. 1786
Комод из эрмитажного собрания декорирован в технике наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Он был исполнен в Санкт-Петербурге в 1760-е–1770-е годы по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. У парного комода из Пратолино аналогичные форма корпуса, наборные сюжетные и орнаментальные композиции, а также фигурные накладки из металла. Причем, у комода из эрмитажного собрания все накладки – из золоченой меди, а у его «собрата» – из серебра. Наборная символика на крышках комодов, их презентативный вид указывают на то, что эти мебельные раритеты были исполнены в качестве особого дара для императрицы Екатерины II; однако церемония подношения по каким-то причинам не состоялась.
Комод из коллекции Суслова. Санкт-Петербург, 1767–1777
Долгое время историческое происхождение музейного экспоната было неизвестно, пока издание аукционного каталога Sotheby’s (апрель, 1969), включавшего наследственные вещи Демидовых из Италии, не послужило основанием, позволившим связать его с именем знаменитой семьи русских заводчиков. Но если наборный комод из Пратолино сохранил свой первоначальный вид, то у его эрмитажной пары, как выяснилось, еще до революции 1917 года были срезаны нижние «фартуки», изогнутые ножки, сняты с углов рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках. Их заменили поздними грубыми доделками. Вместо наборного медальона на крышке комода появился цинковый, с простой гравировкой.
Комод из коллекции Суслова. Санкт-Петербург, 1767–1777
Благодаря работе эрмитажных реставраторов был воссоздан оригинальный вид музейного предмета по образцу итальянского собрата. На выставке экспонируются не только оба комода, принадлежавших семье заводчиков Демидовых, но и портреты известных представителей их рода, связанных с историей бытования мебельной пары. Здесь же можно увидеть медные изделия в стиле рококо, относящиеся к продукции нижнетагильских заводов третьей четверти XVIII века. В экспозицию также войдут портреты наследников Н. А. Демидова, причастных к истории бытования уникальной пары, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными декоративным мотивам на комодах.
[…] О выставке в Арапском зале Зимнего дворца было ранее подробно на сайте Армянской автономии – https://armenians-spb.ru/demidov-13-3-2024/ […]