Ваграм Папазян в годы блокады Ленинграда

Это черновик… Заметки о Ваграме Папазяне в годы блокады Ленинграда.

Ваграм Папазян родился 18 января (новым стилем) 1888 г. (Википедия)

Ваграм Камерович родился в Константинополе, образование получил в Венеции, Милане, совершенствовался актерскому искусству в Париже, обучался у великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе, выдающегося актера Э.Новалли.

Среди его педагогов в Венеции был аббат дон Педро, преподававший психологию и философию. Слушая уроки аббата, будущий покоритель театральных сцен мира пристально следил за движением мясистого носа, отвислых губ, за мимикой лица и настолько искусно подражал ему, что вызывал гомерический хохот в классе. В один из таких сеансов мальчик так увлекся, что не заметил вошедшего в кабинет преподавателя: внезапно смех оборвался, и воцарилось гробовое молчание. Аббат подошел и добродушно сказал: «Продолжай, бывший юнга, капитан из тебя не получится, но актер, наверняка, выйдет».

Когда он был ребенком, в 1895-96гг., он видел, как уничтожали мирных армян в Турции, а когда он был уже взрослым человеком в 1915г. он увидел резню более одного с половиной миллиона армян. Его жизнь далеко не была сладкой. Когда началась Вторая мировая война и Германия атаковала Советский Союз, Папазян был в Ленинграде. Город был блокирован германскими войсками, которые каждый день бомбили его, но актер не покинул Ленинград до самого конца войны. Военный самолет часто привозил его в Москву, где он по всесоюзному радио обращался ко всем мудрым людям Европы на итальянском и французском языках. Говорят, каждый раз, когда он выходил из радио студии работники спрашивали, не собирается ли он переселиться в более спокойную Армению. И всегда ответ был отрицательным. (Радио “Ван”, 15.5. 2019 https://www.radiovan.fm/station/article/9868)


В блокадные годы Ленинграда не прекратил свою деятельность народный артист Ваграм Гамерович Папазян. В эти суровые дни его часто можно было видеть на фабриках, заводах, на боевых кораблях Краснознаменного Балтийского флота, в частях Ленинградского фронта, где он выступал перед рабочими, моряками и воинами. Он своим вдохновляющим искусством поднимал моральный дух героических защитников Ленинграда, призывал их к новым подвигам. (Статья “Вклад армян в освобождение Ленинграда в Великой Отечественной войне”. Газета “Иравунк”, 1.2.2024 https://www.iravunk.com/?p=275075&l=ru)


В Ленинграде актер живет и работает в 1932–1954 годы, играет в Большом драматическом и Пушкинском (Александринском) театрах. На сцене он создаст яркие образы в пьесах Шиллера и Ибсена, Гауптмана и Метерлинка, сыграет Арбенина в «Маскараде» Лермонтова. Но вершинные достижения актера связаны с драматургией Шекспира… Для своего выступления в Большом зале во время блокады, которую артист пережил в Ленинграде, Ваграм Папазян выбрал сцены из трагедий Шекспира «Отелло» и «Макбет». (Сайт Филармонии Петербурга https://www.100philharmonia.spb.ru/persons/9177/)


… Завтра, в субботу, 6-го июня — день рождения Пушкина… В прошлом письме я послал вам пригласительный билет на наш завтрашний вечер. Начинается он в шесть часов моим кратким вступительным словом, затем В. А. Мануйлов сделает доклад «Пушкин с нами!» (под этим лозунгом проходит весь вечер) и, наконец, концерт. Концерт обещает быть интересным, так как нам дали согласие участвовать в нем такие крупные артистические силы, как Касторский, Ваграм Папазян, Лидия Вырлан, Студенцов, Железнова и другие. Зал, где будет проходить заседание, будет убран и декорирован свежей весенней зеленью, полевыми цветами… В Ленинграде сейчас очень чисто, никаких очередей нет, работает много театров, кино, идут концерты в филармонии… (Б. П. Городецкий — А. Городецкой. 5 июня 1942 г. Ленинград. Городецкий С. Письма времени. СПб., 2005. С. 138–139. Ссылка)


Ни на один день не закры­вал­ся и Дворец культуры им. Горького на площади Стачек.. Примерно в шести километрах от здания ДК проходила линия фронта, передний край обороны Ленинграда. В книге «Дворец культуры у Нарвских ворот: эпохи, события, люди» помещена редкая фотография – Дворец в 1943 году. На уровне пятого этажа у окна видна отметина от фашистского снаряда. В голодные блокадные дни сотрудники ДК, чтобы сберечь силы, не уходили домой, оставались ночевать на работе. В морозные зимы в печах-«буржуйках» культработники не сожгли не единой книги, ни одной паркетной дощечки, сберегли декорации. Здесь про­хо­ди­ли концер­ты, спек­так­ли, кино­се­ан­сы, библио­те­ка обслу­жи­ва­ла чита­те­лей. На сце­не ДК в пере­ры­вах между бомбёж­ка­ми высту­па­ли выдаю­щи­е­ся артис­ты, сре­ди них – вели­чай­ший испол­ни­тель шекспи­ров­ско­го репер­ту­а­ра Ваграм Папа­зян. (“Нарвская застава в дни блокады”, https://nizrp.narod.ru/narvblock.htm)


На щитке объявлений  рядом с Филармонией прочитал официальное извещение дирекции, отпечатанное на машинке: «Творческий вечер Ваграма Папазяна отменяется ввиду отсутствия света». А рядом было налеплено множество рукотворных объявлений – одно другого выразительней: «Рояль концертный в отличном состоянии меняю на сгущенное молоко». Или вот еще: «Нужны дрова!!! Условия любые». (Из записи от 17 апреля 1942 года в блокадном дневнике, напечатанном в книге ленинградского военного журналиста и писателя Арифа Сапарова (15.7.1912-2.11.1973), автора легендарной героической хроники “ДОРОГА ЖИЗНИ”, переведенной на многие языки мира https://proza.ru/2014/01/19/2082)


В своих мемуарах (Ваграм Папазян) в отрывке, посвященном ленинградской блокаде, он рассказывает о поездке на передовую линию обороны города со своей концертной бригадой. “Мы должны были выступить перед солдатами, — вспоминает Мастер, — которые через несколько часов или минут должны были идти на смерть. Когда после представления высшему командному составу программы выступления я сказал, что должен произнести монолог шекспировского Гамлета “Быть или не быть”, на лицах этих людей, безусловно, знакомых с классикой, появилось неприкрытое недоумение. Офицеры посмотрели на одного из полковников, от которого, как я понял, ждали подтверждения своего недоумения. Последний, как мне показалось, пользовавшийся большим авторитетом, с дружеской интонацией в голосе и с небольшим акцентом сказал: “Дорогой мой соотечественник, произнеси монолог “Быть или не быть”: “быть, быть, быть, победить презренного и кровожадного врага”. Я узнал, что он известный на всем фронте комиссар Галстян, с которым я встретился впервые. Я выполнил его поручение. Солдаты были очень воодушевлены, наверное, это было мое самое памятное прочтение монолога Гамлета”. (Газета “Новое время”, 23.6.2015. Из книги Армена Овсепяна “Сказание о комиссаре: Бениамин Галстян” https://nv.am/kto-na-leningradskom-fronte-ne-znal-galstyana/)

Источни: РНБ https://vivaldi.nlr.ru/ll000010798/view/#page=


“В ноябре 1941 г., в один из тяжелых и жесточайших дней блокады, вместе с концертной бригадой мы отправились на передовую для выступления перед солдатами”, — рассказывала Клавдия Шульженко — всенародная любимица, исполнительница культовой песни “Синий платочек”, —  диктору ленинградского радио, известной детской писательнице Агнии Барто. “Мы должны были выступать с кузова привезшего нас грузовика под бдительным наблюдением наших автоматчиков. Случалось, что во время предыдущего выступления нам аплодировали и немецкие солдаты: разделяющая полоса составляла 150-200 метров. Мы только-только доехали, когда немецкие “мессеры” начали бомбить наши позиции. После приказа “ложись” я оглянулась вокруг: уже никого не было. Я в растерянности стояла. Вдруг услышала внушительный голос: “Ложись, сукина девушка, что ты торчишь”. Я не могла решить, что мне делать, а вокруг рвались бомбы, слышались крики раненых о помощи. После короткой передышки бомбардировщики налетели снова. Вдруг из блиндажа выбежал военный, в отличительных знаках которого я ничего не понимала, обнял меня, толкнул на землю и закрыл меня телом. Когда опасность прошла, он затащил меня в свой блиндаж, принес чаю. В эту минуту ворвался руководитель нашей концертной группы Ваграм Камерович (я потом узнала, что это был знаменитый артист Ваграм Папазян — авт.), и когда они начали говорить на незнакомом мне языке, я с удивлением узнала, что мой спаситель — это известный на всем фронте комиссар Галстян. Застигнутая врасплох, я чуть не потеряла сознание…
Какой это был красивый импозантный мужчина! До сих пор я в воображении нахожусь в его крепких объятиях. Загорелое лицо, волосатые руки и грудь, пахнущее землей тело, пламенный взгляд… Встречая таких людей, снова убеждаешься, что нас победить нельзя… Он назвал меня “дочерью”, пусть даже “сукиной дочерью” — значит, я так молодо выгляжу…”. Это интервью несколько раз передавалось по радио, и его слушали ленинградцы. (Газета “Новое время”, 23.6.2015. Из книги Армена Овсепяна “Сказание о комиссаре: Бениамин Галстян” https://nv.am/kto-na-leningradskom-fronte-ne-znal-galstyana/)


Дом, в котором жил Ваграм Папазянhttps://www.citywalls.ru/house14552.html

Благодарим Ш. А. Торозян за предоставленную информацию.

8 ноября 1942 г. (машинопись, рукописная книга, есть афиша)
(Пометка в рукописной книге): Афиша та же, что и на 7.XI
1-е отделение:
Шекспир. Сцена из пьесы «Отелло»
Исп. Ваграм Папазян и И. В. Соболевская
Алябьев–Вьетан. Соловей
Нашэ. Цыганский танец
Исп. С. И. Панфилов
Целлер. Ария Мартина из оперетты «Мартин-рудокоп»
Дунаевский. Ария Николая из оперетты «Золотая долина»
И. Штраус. Ария из оперетты «Цыганский барон»
Исп. Евгений Михайлов
Шопен. Полонез As-dur
Вальс № 7
Скрябин. Этюд
Исп. Каменский
Верди. Сцена из оперы «Макбет»
Исп. Папазян и Н. И. Белокурова
Штраус. Вальс
Исп. Гербек и Сахновская
Бизе. Хабанера из оперы «Кармен»
«Гандзя» (украинская народная песня)
Носов. Песня о Ленинграде
Исп. Н. Л. Вельтер
Партия фортепиано – Висневский и Люблинский (указаны списком)
Ведущий – Васильев

31 октября 1935 г. (афиша)
Областком Союза рабис (областной комитет Союза работников искусств) – Красной Армии
в помещении Государственной Академической Филармонии, ул. Лассаля, 2
Вечер мастеров
Участвовали:
Народные и заслуженные артисты Республики:
Е. П. Корчагина-Александровская, В. К. Папазян
О. Г. Казико, В. И. Воронов, Е. В. Лопухов, П. И. Лешков, Е. М. Люком, П. М. Журавленко
Артисты академических и государственных театров:
Б. М. Бронская, О. Н. Гредякина, О. В. Диза, П. А. Магидей, Н. Н. Николаева, А. Н. Попова-Журавленко, Н. В. Пельцер, Н. А. Цомая, М. Д. Ксендзовский, Л. Бендицкий, Г. Н. Орлов, С. И. Рутковский, Н. Эйгенсон, И. Толмачев
Партия фортепиано – С. О. Давыдова
(Программа не указана)


Благодарим Нарине Хачатрян за предоставление информации.


Благодарим Ш. Жабко за помощь в поиске книги.

Книга в РНБ – ОНЛ Арм./3-16260
Հարությունյան Բ. Բ. Վահրամ Փափազյան [կյանքի և ստեղծագործության տարեգրություն 1888-1968] / Բաբկեն Հարությունյան. – Երևան : ԵՊՀ հրատ, 2012. – 872,[8]էջ, [9] թ. նկ. ; 21 см.. – (Հայկական մատենաշար Գալուստ Կիւլպէնկեան հիմնարկութեան). – Библиогр.։ с. 811-840. – Указ.։ с. 841-869
Перевод заглавия: Ваграм Папазян : летопись жизни и творчества 1888-1968


В книге около 900 страниц, все в строгом хронологическом порядке. С 492 по 515 страницы описывают период с начала ВОВ до конца.

Фрагмент стр. 492 – первые дни войны

стр. 492
19 июня 1941 г. в Москве в своём слове после выступления театра им. Сундукяна Д.Л. Тальников высоко оценил исполнение Папазяном роли Отелло.

22 июня 1941 г. выступление с ансамблем драмы Москвы («Дон Жуан» Мольера) в Доме народов Ленинграда

20 августа 1941 г. В. Папазян вместе с ансамблем драмы Пушкинского общества были приглашены на выступления на Северном Кавказе и в Закавказье, но это не состоялось. (газета «Вечерняя Москва», 27 апреля 1943 г.)

1 сентября – зять В. Папазяна Ян Вутирас (муж Марии Папазян) эвакуирован из Ленинграда в Свердловск, где начал работать в местном Театре оперы и балета.

5 сентября – заместитель Управления культуры Ленинграда П.Н. Рачинский предложил В. Папазяну эвакуироваться из Ленинграда, но получил отказ.

Фотографии В. Папазяна из книги: до и после войны

1939 и 1940 годы
1948 год

Добавить комментарий