Показ фильма о ВОВ в Санаинском монастыре и вопросы сохранения Памяти

21 июня 2024 года накануне Дня памяти и скорби по павшим героям ВОВ в монастырском комплексе в Санаине показали фильм «1942. Дорогой жизни в Санаин». Авторы фильма о детском доме, эвакуированном с 1942 по 1945 годы из блокадного Ленинграда в Санаин, Андрей Радин и Екатерина Додзина признались, что “это было очень необычное и берущее за душу зрелище”. Сайт армянской автономии Петербурга более года освещает эту “санаинскую тему” наряду со многими десятками публикациями по ВОВ, потому и сейчас приводит информацию от авторов фильма и из сайта Русского дома в Армении. Приводит в условиях, когда, к сожалению, в СМИ как Армении, так и России трудно найти хотя бы упоминание об этом событии.

Фильм был показан ранее в Санаине (и в Музее обороны и блокады Ленинграда) 28 марта, позже в апреле картина вышла в эфир армянского телеканала «Кентрон». Идея снова показать фильм в Армении принадлежит администрации селения Санаин, которая обратилась с этой просьбой в представительство Россотрудничества (Русский дом) в Ереване. Андрей Радин поехал в Армению и показал фильм собравшимся в средневековом храме.

В заметке вконтакте Андрей Радин отметил, что перед началом просмотра в храме зажгли свечи и включили подсветку. Глава Русского дома в Гюмри Антон Берянев объявил минуту молчания в память о всех погибших в Великой Отечественной войне. А настоятель монастыря обратился к зрителям, которые приехали со всей Лорийской области Армении: «Запомните, добро, которое вы отдаете в мир, всегда возвращается, даже спустя много лет».

Во время показа зрители с трудом сдерживали слезы, а потом долго аплодировали стоя. Для многих стало открытием, что во время войны в Санаине приютили и помогли выходить более ста воспитанников детского дома из блокадного Ленинграда. Потрясением стало и то, что память о добре и милосердии местных жителей ленинградцы пронесли через всю жизнь, а их воспоминания положили начало созданию документального фильма.

Видеофрагмент (20 сек)

Авторы картины пишут в своей заметке: “С самого начала мы чувствовали незримую помощь свыше, когда занимались поисками документов и героев. Все было так, как будто бы нам, собирающим исторический кинопазл, давали подсказки. Необычное случилось и в этот раз. По окончании просмотра мы связались с внучкой директора блокадного детского дома Ларисой Красильниковой. Оказалось, что показ в Санаине совпал с днем памяти ее бабушки Ханы Гершенок, главной героини фильма, которая вывезла и спасла детей из блокадного Ленинграда, а потом собрала и сохранила большой архив детского дома. Именно в этот июньский день уже много лет назад ее не стало.”

Андрей Радин

Сайт “Русского дома” пишет: “Титры зрители смотрели до конца… К микрофону снова просят Андрея Радина. Он благодарит зрителей: «Эти аплодисменты очень много для меня значат. Благодарю вас за вашу доброту и тепло, которые вы унаследовали от ваших предков. Низкий вам поклон».”

Но в своей заметке этот сайт почему-то не отразил, что показ фильма был именно в храме. Потому мы приводим ниже рассказ об этих храмах – памятниках всемирного значения.

Есть много публикаций, книг, видео о древних храмах в Санаине и области Лори. Мы приведём одно видео от Микаэла Шахназарова – талантливого режиссёра и блогера, внука ленинграцев (прадед погиб в блокаду), из особого рода, о котором мы писали ранее – http://miaban.ru/tsitsikyan_1/

Фильм об эвакуированном из блокадного Ленинграда детском доме в Санаин – безусловно, событие. Большая благодарность и создателям, и Музею обороны и блокады Ленинграда, и гранту с российской стороны, давшему возможность сделать этот фильм.

Но остаются вопросы, вопросы оценки уровня сохранения памяти о ВОВ в армянской среде, общественности. Не раз подчёркивалось, что необходим комплексный подход. Иначе любые отдельные события, хорошие книги, статьи и фильмы останутся эпизодами, не достигнув цели. Цель – информирование широкой общественности, вовлечение общественности в дело сохранения памяти о ВОВ. Но её нет. Так, в случае с фильмом о ленинградском детдоме в Санаине есть несколько десятков зрителей в храме, н-ное число смотревших фильм по каналу “Кентрон”. Ни в Армении, ни в армянских общинах в России нет чёткой программы вовлеченности в сохранение Памяти о ВОВ. Нет достойного отражения в СМИ. Что в условиях информационной войны есть зелёный свет тем, кто извращает Память о ВОВ, фальсифицирует, замалчивает, продолжает неофашизм в новых формах, который направлен также и против армянского народа.

Как отражается тема ВОВ в Армении и в общинах в России?

Используем поиск на сайтах по словам “Отечественная” и “Հայրենական”.

Аналогичная картина в 90% армянских общинах в России. Вовлеченность армян в сохранение Памяти и уровень информированности очень низкие.

Весомый по многим показателям вклад армянского народа в Победу в ВОВ замалчивается, предаётся забвению и фактически постепенно обнуляется самими потомками победителей. Без комплексной программы такое обнуление детерминировано. В итоге, спустя 80 лет после Победы слоган “Никто не забыт” также обнулён, поскольку кроме нескольких имён маршалов и Героев все остальные забыты, почти все 600 тысяч армян участников ВОВ! https://miaban.ru/vyborg-4-5-2024/

Общие слова, эмоциональные тосты за столами, разовые акции-события, упоминания только нескольких Героев и маршалов ни в коем случае не являются объективным показателем. Общие слова размывают процесс сохранения Памяти, прикрывают ставший привычным саботаж темы. Сохранение Памяти – субъектно, адресно и конкретно. Субъекты – это районы и сёла в Армении, общины в России.

Что делать?

Назовьём минимальный уровень – 3 пункта, без которых просто нет комплексности, нет процесса сохранения памяти, а есть имитация, прикрытая общими словами и эпизодическими акциями.

  1. Книги Памяти и их развитие. Книги памяти районов/посёлков в Армении и общин районов/городов в России: имена, даты, воинские соединения, документы из архивов, фото. Эти Книги Памяти могут быть и электронными (в виде сайтов в Интернете).
  2. Хотя бы одна публикация в месяц.
  3. Хотя бы одна публичная акция, мероприятие в квартал.

Разве можно считать, что Память о ВОВ и участии армян в ней сохраняется в районе/посёлке/общине, если и спустя 80 лет там нет Книги Памяти?

Пример с сайта армянской автономии Петербурга и Ленобласти:

Пример двух сёл в Армении и Арцахе:

С 28 июня до Праздника 80-летия Победы осталось 315 дней.

Добавить комментарий