Архим. Августин. Глава 10. Годы лишений (1914–1990)

Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/

О состоянии армянской общины в конце ХIХ — начале ХХ века можно судить по “Отчетам Совета по управлению имуществами С.-Петербургских армянских церквей”. Совет действовал на основании “Правил и инструкций по управлению имуществами С.-Петербургских и Московских армянских церквей” (1888). В соответствии с “Правилами” управление имуществами санкт-петербургских армянских церквей вверялось совету из шести человек, избираемых из числа прихожан сроком на три года[114]. Инструкция содержала сведения об обязанности совета о том, как проводить общее собрание, как вести отчетность и делопроизводство. В обязанности совета, в частности, входило “вспоможение бедным учащимся армянам, разным армянским благотворительным и учебным учреждениям и призрение к приходу принадлежавших бедных армян”[115]. В соответствии с этой инструкцией “годовой отчет по утверждении епархиальным начальством должен был быть напечатан и раздаваем, для сведения, желающим прихожанам”.

К началу ХХ столетия армянская община в Санкт-Петербурге продолжала расширять свою деятельность. В конце XIX века вблизи Воскресенской церкви началось формирование комплекса строений административного, социального и хозяйственного назначения. В 1896 году здесь учредили богадельню, помня желание еще графа И. Л. Лазарева со временем построить помещения для призрения бедных, выраженное им в прошении на высочайшее имя в 1791 году. Благотворительная деятельность общины продолжалась до 1920 года.

28 октября 1901 года, к 100-летию со дня смерти И. Л. Лазарева, состоялось освящение большого двухэтажного здания, предназначенного для благотворительных целей. Этот кирпичный дом был построен на средства армянской общины по проекту архитектора А. Кочетова (ныне — набережная реки Смоленки, 29). Эклектичный фасад здания отдаленно напоминал мотивы архитектуры Армении и Востока. В здании размещались богадельня, хозяйственные службы, был предусмотрен зал для собраний благотворительного общества. Для хозяйственных нужд предназначался отдельно стоящий дворовый одноэтажный флигель.

О статьях дохода и расхода можно судить по отчету совета за 1912 год. Средства столичной общины составлялись из доходов от сдачи квартир, магазинов, подвалов и пр. в принадлежавшем общине доме на Невском проспекте, из доходов по кладбищу, по двум церквам, по капиталам, а также из непредвиденных доходов. Расходы же включали средства на содержание городского дома, городской церкви, кладбищенской церкви, на Духовное управление, ремонтные работы, пособия и разные статьи.

В разделе “Разные расходы по кладбищенской церкви” упомянуты: кокс для оранжереи, удобрения и семена, корм для собак. Судя по этой записи, там находилось подсобное хозяйство общины. В разделе “Пособия” содержится интересная информация о направлениях благотворительной деятельности армянской общины.

Содержание стипендиатов Лазаревского института 1000

Стипендии и пособия учащимся 9907. 35

Пособия разным лицам 6755. 17

Содержание стипендиатов в Эчмиадзинской академии 8000-

Эчмиадзинской академии на увеличение средств ея 3500-

Эчмиадзинской академии на приобретение пособий 1000-

Эчмиадзинской академии на открытие добавочного класса 500-

Нахичеванской семинарии 750-

Тифлисскому Армянскому сельскохозяйственному

обществу 5.400-

С.-Петербургскому Армянскому благотворительному

обшеству (квартира натурою) 116-

Кавказскому Армянскому благотворительному обществу 26. 667-

Приюту монастыря св. Карапета 500-

Профессору Н. Я. Марру на раскопки в г. Ани 3.500-

Архимандриту Гарегину на собирание миниатюр 600-

Список лиц, получивших пособие в 1912 году, составлял 126 учащихся и 116 разных лиц[116].

В годы Первой мировой войны в городе действовали Армянское петербургское общество по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Армянское общество попечения о бедных, Армянский клуб, касса взаимопомощи учащихся армян в высших учебных заведениях и другие общественные организации. Были открыты детские сады с обучением родному языку, курсы армянского языка для взрослых. Во время Первой мировой войны на средства Армянского кружка был открыт лазарет, организованы четыре санитарных поезда в западноармянские районы Турции, созданы три приюта для беженцев (в Астрахани, Аштараке и Ереване). В январе 1915 года по инициативе членов Армянского кружка в городе был учрежден Русско-армянский комитет для оказания помощи пострадавшим районам Армении, а также для организации широкого освещения в печати бедственного положения армянского народа в Турции.

Трагедией для армянского народа стал геноцид 1915 года, когда турки вырезали до двух миллионов армян, проживавших на территории Порты. Российская интеллигенция, как и простой народ, сочувствовали жертвам геноцида. В январе 1916 года Валерий Брюсов написал стихотворение “К армянам”, где были такие строки:

Да, вы поставлены на грани

Двух разных спорящих миров,

И в глубине родных преданий

Вам слышны отзвуки веков.

Все бури, все волненья мира,

Летя, касались вас крылом —

И гром глухой походов Кира,

И Александра бранный гром.

……………………………….

Нередко вас клонили бури,

Как вихри – нежный цвет весны:

При Чингиз-хане, Ленгтимуре,

При мрачном торжестве Луны.

Но воин стойкий, под ударом

Ваш дух не уступал Судьбе;

Два мира вкруг него недаром

Кипели, смешаны в борьбе.

………………………………..

И уцелел ваш край Наирский

В крушеньях царств, меж мук земли:

Вы за оградой монастырской

Свои святыни сберегли.

……………………………….

И верится, народ Тиграна,

Что, бурю вновь преодолев,

Звездой ты выйдешь из тумана,

Для новых подвигов созрев;

Что вновь твоя живая лира,

Над камнями истлевших плит,

Два чуждых, два враждебных мира

В напеве высшем съединит![117]

В мае 1916 года состоялся I армянский съезд по оказанию помощи пострадавшему населению Западной Армении и была принята программа экономического восстановления разоренной территории. Во исполнение этого решения в 1917 году были учреждены Русско-армянский и Русско-армянско-американский банки. Практически ежемесячно армянские общественные организации устраивали благотворительные мероприятия, весь сбор от которых направлялся в пострадавшие районы.

Социальные изменения, последовавшие в России после 1917 года, трагически отозвались в Закавказье. Русская армия, лишившаяся надежного тыла, разваленного большевиками (“перерастание войны империалистической в войну гражданскую”), ушла из земель, населенных армянами. В результате началась первая карабахская война (1918–1920), которая велась Азербайджаном совместно с Турцией на истребление армян Карабаха. Резня 30 тысяч армян в Баку в сентябре 1918 года и 20 тысяч в Шуше весной 1920 года — вот та цена, которую заплатил армянский народ за большевистский переворот в октябре 1917 года.

В 1918–1920 годах, когда многим в независимой Армении казалось, что с ослабленной Россией можно не считаться, США щедро провели новые границы армянского государства, предложив последнему самостоятельно отобрать эти территории у Турции. Армяно-турецкая война 1920 года привела к тяжелым поражениям армянской армии, а отчаянные призывы о помощи к США и Антанте остались неуслышанными. В результате Еревану был навязан грабительский Александропольский мирный договор, по которому страна превращалась в турецкий протекторат, а перед армянским народом реально встала угроза полного физического уничтожения. Не выполнять этот договор Армения смогла лишь потому, что на ее территорию вступила Красная армия.

После установления в Восточной Армении советской власти (1920) большая часть армян Петрограда, и в том числе такие видные представители армянской культуры, как историк Акоп Манданян, художник Вардгес Суренянц, поэт Ваан Терян, переехали в Армению. Численность армянской общины в городе сократилась, составив в 1926 году 1759 человек.

Вскоре после 1917 года в Советской России были ограничены имущественные права религиозных объединений, в том числе и армянской общины. В начале 1920–х годов богадельня при Смоленском армянском кладбище стала жилым домом (потом — конторой ремонтно-строительного управления). Но богослужения в обоих армянских храмах Петрограда продолжали совершаться.

Зимой 1923 года настоятель кладбищенской церкви Св. Воскресения получил извещение, в котором сообщалось, что “а основании постановления Василеостровского Райисполкома от 3 января 1923 года, в среду 17 января к 12 часам дня к вам прибудут представители от Райисполкома для закрытия вашей церкви, к каковому сроку вам надлежит быть на месте с описью имущества церкви”[118]. По невыясненным причинам визит не состоялся. Что именно помешало райисполкому закрыть храм, остается загадкой.

1930-е годы явились тяжелым периодом для верующих нашей страны, в том числе и для членов Армянской апостольской церкви. После трагической гибели католикоса Хорена Мурадбегяна (1933–1938) —убит коммунистами — эчмиадзинская кафедра вдовствовала вплоть до 1945 года, и местоблюстителем патриаршего престола в эти годы был Геворк VI (с 1945-го по 1954 год — Верховный католикос). В 1930–е годы оба армянских храма в Ленинграде были закрыты. Первой по решению президиума Ленсовета от 9 мая 1931 года была закрыта церковь Св. Воскресения на армянском кладбище; здание было передано Геологоразведочному управлению[119]. В 1936 году была закрыта и церковь Св. Екатерины, здание которой в течение десятилетий имело много разных хозяев и использовалось под хозяйственные нужды[120]. В эти годы интерьер храма был разделен перекрытием на два этажа. Но детали внутренней отделки: колонны коринфского ордера, облицованные искусственным мрамором, лепные карнизы, роспись в виде кессонов в апсиде алтаря — при перестройке были сохранены[121].

Что касается кладбищенского храма, то в 1934 году было произведено перенесение надгробного памятника Лазаревых в Музей городской скульптуры, а в 1936 году — прекращение захоронений на Смоленском армянском кладбище. После Великой Отечественной войны здание кладбищенского храма занял под мастерскую В. Б. Пинчук (1908–1988), народный художник СССР, творчество которого носило “гражданственный характер”[122]. (Пинчук работал в Ленинграде с 1948 года; автор скульптуры “Ленин и Сталин в Горках” (1949), скопированной с популярной открытки). И в то время как члены московской общины регулярно посещали свой храм на армянском Ваганьковском кладбище, армяне, жившие в Ленинграде, не имели возможности удовлетворять свои религиозные запросы.

За сорок лет церковь была изуродована до неузнаваемости. В ее стенах и под куполом Пинчук прорубил семь окон для поддержания естественного освещения. Притвор, откуда были вынесены надгробия, скульптор превратил в приемную комнату. В центральной части зала, где находились могилы еще 29 членов рода Лазаревых, он устроил туалет и душевую.

В годы советской власти армянская община в городе на Неве претерпела количественные изменения. К 1920-м годам численность армянской общины резко уменьшилась, составив в 1926 году 1759 человек. Многие уезжали в Армению, где к тому времени уже была установлена советская власть. Численность армянской общины Санкт-Петербурга снова стала увеличиваться главным образом за счет мигрантов молодого возраста из Армении и из районов компактного их проживания, в основном из Краснодарского края Ростовской области, достигнув в 1959 году 4,9 тысяч, в 1979 году — 7,9 тысяч, в 1979 году — 12,1 тысяч человек[123].

В начале 1980-х годов верующие армяне, живущие в Ленинграде, возбудили ходатайство об открытии храма на Смоленском армянском кладбище. Но эта просьба не удовлетворялась в течение пяти лет, и лишь после смерти В. Б. Пинчука вопрос был разрешен положительно. 29 апреля 1988 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР официально зарегистрировал армянскую христианскую общину в Ленинграде; одновременно был решен вопрос о передаче в распоряжение армянской общины храма на Смоленском кладбище.

11 сентября 1988 года решением исполкома Ленинградского городского совета народных депутатов помещение церкви Св. Воскресения было передано религиозному объединению “Армянская апостольская церковь в Ленинграде”. Старостой общины, в которой на 1988 год было зарегистрировано более 100 человек, была избрана 79-летняя Аргения Джалаловна Никифорова-Джалалова, вдова лауреата Ленинской премии С. М. Никифорова (1900–1975), крупного специалиста в области электроники.

В том же 1988 году духовным пастырем армян Ленинграда Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I назначил о. Езраса Нерсисяна. Иеромонах Езрас (Мкртыч) Нерсисян (брат католикоса Гарегина II родился 30 октября 1959 года в селении Воскеат близ Эчмиадзина в крестьянской семье. Среднее образование получил в сельской школе, которую окончил в 1977 году; воинскую обязанность отбывал в 1978–1980 годах. В 1980 году он поступил, а в 1984 году успешно закончил Эчмиадзинскую духовную семинарию. Будучи еще семинаристом, в 1983 году был рукоположен во диакона и стал вести курс Ветхого Завета в начальном классе семинарии. В 1985 году рукоположен в сан иеромонаха. Через два года иеромонах Езрас направляется на учебу в Санкт-Петербургскую православную духовную академию.

Теперь уже прозаично выглядят воспоминания о. Езраса о своем первом приезде на место будущего служения. Оставив вещи в камере хранения на вокзале, он отправился на поиски питерских армян. По пути на восточный факультет университета зашел в Технологический институт; “первым встречным” оказался преподаватель – армянин. Так, встреча за встречей, потянулась ниточка[124].

Живо интересуясь трехвековой историей армянской общины города Святого Петра, о. Езрас мечтал принять посильное участие в ее возрождении. В 1988 году о. Езрас был назначен настоятелем кладбищенской церкви Св. Воскресения. Здесь он посвятил себя делу духовного возрождения и сплочения армянской диаспоры северной столицы.

В то время в городе и области проживало около 10 тысяч армян. Многие из них с радостью узнали о предстоящем открытии армянского храма в Санкт-Петербурге. Весной 1988 года началось благоустройство территории кладбища: прокладывались бетонные дорожки, приводились в порядок уцелевшие надгробия. Работы осуществлялись молодыми энтузиастами-армянами, которые видели в этом свой патриотический долг. В их числе были не только местные уроженцы, но и иногородние армяне, обучавшиеся в различных институтах Ленинграда.

Руководство Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ), в ведении которого находился армянский кладбищенский храм, обязалось окончательно освободить его от “творческого наследия” В. Б. Пинчука к 1 сентября 1988 года, после чего предполагалось начать там большие реставрационные работы.

[114] Правила и инструкции по управлению имуществами Санкт-Петербургских и Московских армянских церквей. Спб. 1888, С. 45.

[115] Там же, С. 53.

[116] Совет по управлению имуществами Петербургских армянских церквей. Отчет по управлению имуществами Спб. Армянских церквей за 1912 год. СПб., 1913.

[117] Брюсов В. Я. Стихи. М. 1972, С. 282–283. Кир – (VI век до Р. Х.) — основатель древнеперсидской державы, завоеватель. Армянские племена участвовали в походе Кара на Вавилон. Впоследствии Персидская держава подчинила Армению. Александр Македонский, в числе других стран, захватил армянские земли. Орды Чингиз-хана в ХIII веке и Тамерлана (Ленгтимура) в конце ХIV века огнем и мечом покорили Армению. В начале VIII века арабы (Луна – символ ислама) захватили Армению, подвергнув ее тяжелому гнету. Край Наирский: Наири — древнее название Армении. Тигран Великий (ум. В 56 г. до Р. Х.), царь Армении, время которого ознаменовано подъемом политической мощи и культуры страны. В первый период правления Тиграна, к 70 г. до Р. Х., границы его государства простирались от Каспийского моря до реки Иордана и Средиземного моря.

[118] Цит. по: Возрождение церкви Святого Воскресения. — Веруем, № 86, июль 2000, С. 7.

[119] Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. (История и современность). СПб., 1994, С. 230.

[120] Иванян Р. Второе рождение церкви святой Екатерины // Аватамк, № 2, 1993, С. 1.

[121] См. Памятники архитектуры Ленинграда. С. 172. (На 1988 г. здание храма занимала декоративная мастерская Театра музыкальной комедии).

[122] Большая Советская Энциклопедия. Т. 9. Изд. 3-е. М., 1975. С. 543. Лауреат Гос. премии — в 1950 г.; скульптура “Ленин и Сталин в Горках” (1949 г.).

[123] Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. М. 1998, С. 367.

[124] Начарова Нина. Церкви Св. Екатерины предстоит второе освящение // Известия, 1 апреля 2000.