Архим. Августин. Глава 2. Эпоха Петра I (1696–1725)

Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/

Различия в вероучении Армянской апостольской и Русской православной церквей не препятствовали армянским христианам селиться среди русских жителей. Важным событием в жизни всех инославных христиан, живших в России, явился “Манифест Петра Великого” от 16 апреля 1702 года, в котором провозглашался принцип веротерпимости.

И понеже здесь в столице нашей, — говорилось в “Манифесте”, — уже введено свободное отправление богослужения всех других, хотя и с нашей Церковью не согласных христианских сект, того ради и оное сим вновь подтверждается таким образом, что по дарованной нам от Всевышнего власти, совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о блаженстве души своей. И так мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю никто как в своем публичном, так и в частном отправлении богослужений обеспокоен не был, но при оном содержании противу всякого помешательства защищен был. Буде же случится, что в каком-либо месте нашего государства или при наших армиях и гарнизонах, не будет настоящего духовного чину проповедника или церкви, то каждому позволено будет не только в доме своем самому и с домашними своими службу Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые пожелают у него собраться, для того, чтобы по предписанию всеобщего постановления христианских церквей, единогласно восхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение [8].

Сам Петр I проявлял веротерпимость к инославным; во время персидского похода (1722–1723) он “присутствовал в храмах армянского исповедания, удостаивал и знатное духовенство своим посещением, приглашая армян к водворению в Россию”[9]. Первая армянская церковь была построена при Петре I в Астрахани; первоначально она была деревянной, а в 1706 году, согласно прошению армянина Богдана Готова, русский царь повелел “вместо деревянной церкви на том же месте построить каменную”. Вскоре армянам было разрешено совершать богослужения в Москве: здесь им была определена для этого церковь на посольском дворе, “на время, чтобы приходить им туда на молитву”[10].

Петр I был заинтересован в расширении торговых связей как с Персией, так и с Западной Европой, и в армянах он видел хороших помощников в этом деле. Так, в ответ на челобитную армянского купца Сафара Васильева, который испрашивал у царя разрешение проходить с товарами в “Немецкие земли” через устье Невы, был от 11 марта 1708 года издан “именной, великого государя, указ”: “торговых армян отпускать с Москвы через Ругодев и Санкт-Петербург морем на каких судах похотят, а сухим путем через Ругодев и Санкт-Петербург в Шведские земли”[11]. Это благожелательное отношение русского правительства побуждало армян селиться в России, и в частности в Санкт-Петербурге.

К 1710 году в северной столице сформировалась армянская община численностью 40—50 человек, преимущественно из купцов и ремесленников-мануфактуристов. (На эту дату указывает документ, относящийся к 1780-м годам и находившийся в архиве армянской петербургской семьи князей Абамелек-Лазаревых[12].) В городе открылись первые армянские торговые конторы. В 1710 году в Посольском приказе в качестве переводчика служил армянин Афанасий Панкратов. Петр I был чрезвычайно заинтересован в “размножении армянам коммерции”[13].

2 марта 1711 года в Санкт-Петербурге был дан указ Сенату, в котором предписывалось: “Персидский торг умножить и армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда”[14]. Другим указом армянским купцам разрешалось “в нашей резиденции в Санктпетербурге и в прочих городах свободное пребывание иметь”[15]. “Армяне, — пишет русский историк Сергей Глинка, — на призывный голос Петра, сливавшийся с голосами их сердец, спешили целыми семействами переселяться и водворяться в пределах России”[16].

Переселившись в Россию, армяне заселяли в Москве и по берегам Невы земельные участки, которыми было положено начало армянской общине. Получив возможность жить в условиях добрососедства, армяне способствовали процветанию и укреплению страны. За преданность им как верным гражданам со временем было дано право строить церкви, открывать школы, иметь типографии, словом, жить полноценной, полнокровной национальной жизнью.

В те годы одним из активных деятелей в борьбе за освобождение армянского народа от персидского ига был вардапет ( архимандрит) Минас Тигранян из арцахского (карабахского) монастыря Св. Иакова. Впервые он прибыл в Россию в 1701 году[17] и в дальнейшем осуществлял периодические связи России с Эчмиадзином, Персией, Западной Европой и с папой римским. Он обращал внимание Петра I на необходимость возвести на берегу Каспийского моря большой монастырь, который мог бы также служить и крепостью. Одновременно он просил разрешения соорудить армянскую церковь в Санкт-Петербурге[18]. В обращении к подканцлеру барону Шафирову от 20 ноября 1714 года вардапет Минас писал: “Всепокорно прошу, чтобы позволено было построить церковь армянскую в Петербурге, которая, по милостивому Его величества соизволению, уже было и позволена была строить, ибо из того будет всем вид, что мое старание не о иных делах (политических. — а. А.), но только о строении церквей, чем могу и армянский народ к себе в приязнь усерднее превращать (расположить. — а. А.)”[19].

Архимандрит Минас, как видно из текста, упоминает о каком-то уже ранее полученном разрешении, о котором на сегодня ничего не известно. Хотя просьба архимандрита (вардапета) Минаса не была удовлетворена, сам факт ее свидетельствует о том, что к тому времени в городе было, вероятно, немало армян.

Еще один исторический документ свидетельствует о стремлении Петра I привлечь армян к приезду в Санкт-Петербург. В 1715 году в Персию с дипломатической миссией был отправлен сподвижник царя Артемий Петрович Волынский. Послу Волынскому предписывалось, в частности, “склонять шаха, чтобы повелено было армянам весь свой торг шелком сырцом обратить проездом в Российское государство более удобным водным путем до самого Петербурга, вместо того, чтобы возить в турецкие земли на верблюдах. Разведывать об армянском народе, много ли его и в которых местах живет, и есть ли из них какие знатные люди из шляхетства или из купцов и каковы они к стороне царского величества; обходиться с ними ласково и склонять к приязни”[20].

Армянская община в Санкт-Петербурге стала постепенно увеличиваться; Петр I по-прежнему призывал армян в Россию для расширения в стране торгового и промышленного дела, обещая “честный армянский народ ради христианства содержать в особливой милости”[21]. Но, несмотря на такое благорасположение Петра I, армянские общины в Санкт-Петербурге и Москве по-прежнему не имели возможности строительства каменных храмов. Это видно из письма вардапета Минаса от 8 марта 1722 года в Государственную Коллегию иностранных дел, где он, в частности, сообщал: “И тому де лет с десять (в 1714 году. — а. А.) по его прошению, его императорское величество изволил было повелеть в С. Петербурге дать место под церковь их армянскую и на слободу, однако же того по се время не учинено, и он, Минас вардапет, сим просит о том же и дабы ныне вскоре повелено ему было отвести здесь в Москве места на сто дворов, а в Санкт-Петербурге на 50 дворов и под церкви, и под кладбища к таким слободам пристойные места”[22].

Стремясь к расширению экономических связей с европейским Западом, Петр был заинтересован в участии армян как талантливых предпринимателей и незаменимых помощников в деле организации устойчивой системы торговли. Преследуя аналогичные цели в Персии и Турции, где армяне занимали ключевые позиции в экономике, торговле и других сферах, Петр не просто создавал благоприятные условия для их деятельности в своем государстве, но и энергично способствовал их переезду на Русский Север. Подтверждая заинтересованность в росте числа армянских коммерсантов и промышленников, Петр через Коммерц-Коллегию опубликовал указ о торговле персидскими товарами через Армянскую компанию. Об оценке Петром достоинств армянского купечества наглядно свидетельствует его повеление от 14 мая 1723 года, которым государь требовал “призвать в Сенат из Армянской компании лучших двух или трех человек и объявить им, чтобы они к размножению коммерции с российскими купцами имели старание”[23].

Но при Петре I армяне, жившие в Москве и в Санкт-Петербурге, так и не смогли получить разрешения на постройку храмов, так как Св. Синод Русской православной церкви в те годы препятствовал возведению армянских церквей в этих главных городах России. И, несмотря на обещание Петра I принять “оный армянский народ, ради христианства, в особливую милость и протекцию”[24], их просьба не была удовлетворена.

[8] Полный свод законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Т. 4. (1700–1712). СПб, 1830. С. 28.

[9] Собрание актов.., Т. 2. С. 292.

[10] Лебедев А. Вероисповедное положение армян в России до царствования Екатерины II (включительно). М., 1909. С. 7.

[11] Собрание актов. Т. 1. С. 354 (Опись армянским делам новых лет с 1701 по 1809 гг.). См. также: Армяно-русские отношения в первой трети ХУШ века. Сборник документов. Часть 1. Ереван, 1964, С. 30.

[12] ЦГИА в СПб., ф. 880, оп. 5, № 108, л. 12. Григорьян (Григорьев) К. Н. Армянская культурная колония в Петербурге в ХVIII веке // Известия АН АрмССР (общественные науки), № 9, Ереван, 1953, С. 54.

[13] Армяно-русские отношения в первой трети ХVIII века. Часть 1, С. 173.

[14] ПСЗРИ. Т. 4. СПб., 1830. С. 643. № 2329.

[15] Ананян Ж. А., Хачатурян В. А. Армянские общины России. Ереван, 1993, С. 30.

[16] Глинка С. Обозрение истории армянского народа. Часть II. СПб., 1833, С. 246..

[17] См. Эзов Г. А. Сношения Петра Великого с армянским народом. СПб., 1898. С. 69. № 28.

[18] Там же. С. 312; см. также: Братская помощь пострадавшим (Сборник). М., 1897. С. 634–635.

[19] Цит. по: Эзов Г. А. Указ. соч. С. 313. № 202, п. 5.

[20] Цит. по: Кананов Г. К. Армяне в России // Братская помощь. С. 632.

[21] ПСЗРИ. Т. 7 (1723–1727). 10 нояб. 1723 г. № 4357. С. 157.

[22] Дело Московского главного архива министерства иностранных дел от 8 марта 1722 г. Цит. по: Эзов Г. А. Указ. соч. С. 86 (предисловие). В 1740 г. вардапет Минас ходатайствовал “о принятии его к Православной Восточной Греко-российского исповедания Церкви и о поставлении его в архиепископы по данной от армянского патриарха грамоте”, см. там же, с. 87 (предисловие).

[23] Цит. по: Халикян Т. Первые армянские коммерсанты в Санкт-Петербурге.—Веруем, № 99, август 2001, с. 3.

[24] Эзов Г. А. , указ. Соч., С. LХХIУ.