Архим. Августин. Глава 8. Эпоха правления Николая I (1825–1855)

Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/

2 февраля 1827 года в рескрипте на имя архиепископа Нерсеса Аштаракеци (будущего католикоса всех армян Нерсеса V) император Николай I выразил благоволение армянскому народу, проявившему героизм в ходе русско-персидской войны (1826). Армянские иерархи принимали деятельное участие в войнах России с персами и турками, выступая иногда на коне с крестом в руках во главе русских войск. Так поступили в 1827 году при завоевании Эривани патриарх Нерсес I и в 1829 —1830 годах при завоевании Карса и Эрзерума епископы Карапет и Степанос[85]. Возможно, к этому времени относится армянский тост: “Да соделает Господь острым меч русского царя”.

В 1829 году в Санкт-Петербургской губернии проживало 111 армян[86].

В 1830 году в лоне Армянской апостольской церкви в России была произведена административная реформа; в связи с этим петербургский и московский армянские приходы перешли в юрисдикцию архиепископа Нерсеса, возглавившего новоучрежденную Нахичевано-Бессарабскую епархию. (Впоследствии он был избран Верховным патриархом и католикосом всех армян; 1842–1857). В указе Сенату от 23 апреля 1830 года предписывалось: “Учредить новую армянскую епархию под наименованием Нахичеванской и Бессарабской, включив в оную все церкви сего исповедания, находящиеся в С.-Петербурге, Москве, в губерниях Новороссийских и в области Бессарабской. Начальником сей епархии… быть грузинскому архиепископу Нерсесу, увольняя его от прежней должности”[87]. (Архиепископ Нерсес впоследствии был избран католикосом (1842—1857).

В 1836 году император Николай I издал указ, озаглавленный “Положение об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви в России”. Помимо всевозможных вопросов внутрицерковной жизни, “Положение” утверждало выборы католикоса всех армян на Национальном церковном соборе, состоявшем из представителей всех епархий Армении и диаспоры. Участники собора выдвигали двух кандидатов, одного из которых и утверждал император. “Положение” стало своего рода духовным уставом Восточной Армении, управлявшим армянской церковной жизнью с 1836-го по 1917 год. За Армянской церковью закреплялся статус юридического лица и “признавалось право пользоваться, владеть и в особенности распоряжаться своим имуществом”.

К этому времени число армян, живших в Санкт-Петербурге, увеличилось; в 1831 году было решено начать здесь преподавание “в казенном заведении армянского языка”[88]. В 1844 году по высочайшему повелению Николая I в Санкт-Петербургском университете была учреждена кафедра армянской словесности. В сфере арменоведения в университете работали такие видные ученые, как профессора Керовбе (Керопе) Патканов и Николай Адонц, академики Николай Марр, Иосиф Орбели, которыми по праву гордится международное востоковедение.

Территория армянского кладбища значительно выросла: оно было местом упокоения представителей различных сословий. Здесь при кладбищенской церкви был похоронен протоиерей Мартын Иванович Челабов (1834); здесь нашли последнее пристанище потомки известного рода Лорис-Меликовых, здесь покоится прах профессора турецкого языка Ованеса Амиди (1798–1849).

На Смоленском армянском кладбище похоронены известные деятели, внесшие большой вклад в развитие национальной культуры. К их числу принадлежит Александр Макарьевич Худобашев (1780–1869), опубликовавший “Армяно-русский словарь, составленный по лексикону, изданному в Венеции” (Ч. 1–2. М., 1838), а также “Исторические памятники вероучения Армянской Церкви, относящиеся к ХII веку— (перевод с армянского) (СПб., 1847). Следует сказать и о профессоре Санкт-Петербургского университета Керопэ Петровиче Патканове (1833–1889), чье надгробие также сохранилось. Он родился в Ставрополе в семье священника, занимался научной деятельностью на кафедре армянского языка при Восточном факультете Санкт-Петербургского университета; в 1864 году стал профессором. Его магистерская работа была написана на тему: “Опыт истории династии Сасанидов по армянским источникам” (СПб., 1863), а его докторская работа носит название “Исследование о составе армянского языка” (СПб., 1864). Общее число его печатных трудов насчитывает около 40 наименований, некоторые из них были переведены на французский и немецкий языки. Он состоял членом многих научных обществ, присутствовал на нескольких съездах ориенталистов, собиравшихся в западноевропейских странах[89].

Представители петербургской армянской общины проявляли себя в различных сферах деятельности: это и химик Карп Никитич Гайрабетов (1906), и генерал от кавалерии Агаси-бек Авшаров (род. в Шемахе в 1834 году, скончался в Санкт-Петербурге в 1907 году), и инженер путей сообщения Христофор Аветович Ярамышев (из г. Шуши, скончался в 1918 году) и многие другие. Даже те немногие имена, которые были упомянуты, дают основание говорить о Смоленском армянском кладбище как о национальном мемориале.

Особо следует сказать о министре народного просвещения статс-секретаре графе Иване Давидовиче Делянове. Иван Давидович родился в 1818 году, умер 29 декабря 1897 года. Первоначальное образование Делянов получил в Лазаревском институте и кончил курс юристом в Московском университете. Состоял на службе с 1835 года; в 1858 году стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, а затем министром народного просвещения (с 1881 года) В 1885 году был возведен в графское достоинство. По воспоминаниям современников, отличительными чертами графа были доброта и доступность. “Учащим и начальствующим” он рекомендовал “постоянно помнить, что в этом великом, святом служении нужны не слова, а дело, не форма, а живая душа”, “справедливость, снисходительность, дружелюбность, доброжелательство, словом, должны в деле начальствования и воспитания юношества постоянно воодушевляться высшей христианской любовью”.

Выдающейся личностью был и Лазарь Маркович Серебряков (Казар Маркосович Арцатагорцян), принадлежащий к плеяде выдающихся военачальников. Он был не только флотоводцем, не только организовал морские перевозки грузов и строительство новых укреплений на российском побережье. Член Русского географического общества, Серебряков собирал ценнейшие данные о землях и народах от Сухуми до Кубани. Кавказские войны 1830–1850-х годов выдвинули Лазаря Марковича в ряды видных военно-политических деятелей. Будущий адмирал родился в 1798 году в крымском селе Карасубазаре (г. Белогорск) в семье видного российского политического деятеля Маркоса Саркисовича Кюмушли-Арцатагорцяна. Во время русско-турецкой войны в 1771 году поступил на российскую военную службу. Начальное образование Арцатагорцян получил в местной армянской приходской школе, затем учился в Одесском лицее. В 1810 году он поступил в школу гардемаринов в Николаеве и в 1825 году стал командиром корабля. В 1828 году, в начале русско-турецкой войны, он был назначен адъютантом начальника Главного морского штаба А. С. Меншикова и в составе десантных войск высадился на берег Анапы. Серебряков принимал участие во всех сражениях у стен Варны, а также во взятии турецких морских крепостей Месемврии, Мидии, Инады.

В немалой степени благодаря усилиям Серебрякова за 3–4 года Новороссийск и Анапа приняли вид благоустроенных городов. На карте появились новые населенные пункты и укрепления. Помимо всего прочего, он устроил училище, библиотеки, клуб для детей местных жителей. 7 ноября 1853 года семь кораблей и восемь казацких лодок под командованием вице-адмирала Серебрякова, разбомбив занятый турками пост Св. Николая, предприняли морской поход вдоль анатолийских берегов. У Трапезунда русские корабли вступили в бой с турецким флотом, взяли в плен один корабль и уничтожили остальные. Вскоре Серебрякову поручили защиту Керчи и Азовского моря. Л. М. Серебряков умер в 1862 году в Петербурге. В 1955 году останки флотоводца были торжественно перезахоронены в пантеоне героев обороны Севастополя. В 1977 году одна из улиц Новороссийска была названа именем адмирала.

В 1841 году была проведена реконструкция церкви Св. Екатерины по проекту архитектора Л. Ф. Вендрамини. А кладбищенская Воскресенская церковь в середине XIX века стала приходской, при ней открылось армянское благотворительное общество. В 1894 году на кладбище насчитывалось 410 захоронений. Здесь похоронены многие видные представители армянской общины. В списках армянского некрополя значатся имена армянских ученых, военных, купцов, представителей самых разных профессий и сословий[90].

[85] В сборнике “Братская помощь…, С. 536.

[86] Вартанян В. Г. Армяно-Григорианская Церковь в политике Николая 1. Пособие по спецкурсу: Армяно-Григорианская Церковь в политике самодержавия в первой половине Х1Х века. Ростов-на-Дону, 1999, С. 71.

[87] ПСЗРИ. Т. 5 (Собрание 2-е) СПб.. 1831. Отд. 2. С. 355. №. 3620.

[88] Собрание актов. Т. 1. С. 64.

[89] См. Г. X. (инициалы автора). Профессор К. П. Патканов // Братская помощь пострадавшим в Турции армянам: Сборник. М., 1897. С. 599–607.

[90] Восстановление Смоленского кладбища. — Веруем, № 86, июль 2000, С. 10. См.: Список важнейших захоронений на Смоленском армянском кладбище Санкт-Петербурга. — Веруем, № 86, с. 9.

Комментарии

Добавить комментарий