Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/
Предисловие
Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, относящаяся вместе с Коптской, Эфиопской и рядом других к группе древних восточных церквей. Часто ранее употреблявшееся название “Армяно-григорианская церковь” связано с тем, что основателем Армянской апостольской церкви был св. Григорий Просветитель, также почитаемый и Русской православной церковью в сонме святых, прославленных Церковью до IV вселенского (Халкидонского) собора 451 года.
Появление первых армян на Руси историки относят к IX веку, отмечая дружелюбное отношение к ним русских князей при совместной борьбе с половцами. При современных раскопках в Московском Кремле обнаружена армянская монета 868 года. В ХIII веке князь Даниил призывает во Львов армянских ремесленников, гарантировав им равные с коренным населением права. Московская летопись под 1390 годом сообщает, что “загорелся посад за городом от Авраама, некоего ерменина”. В 1597 году на экспликации к плану Москвы (так называемый “Петров чертеж”) в Белом городе в районе Покровки обозначен “двор армянских купцов”. В 1614 году в городе Каменце-Подольском открылся армянский лазарет[1].
Армянские христиане бывали на берегах Невы еще задолго до основания Санкт-Петербурга. Расширяя свои торговые связи и стремясь к городам Европы, армяне, помимо южных путей, старались упрочить свои деловые контакты с Амстердамом и другими торговыми городами через московские земли. В XVI веке из Москвы был налажен постоянный путь, частично пролегавший через чужеземные страны; он шел на Тверь, Новгород, Ладогу, далее до Риги или Ревеля (Таллин), а затем морем на Любек, Гамбург и Амстердам.
Другой, более излюбленный армянами путь проходил из Астрахани вверх по Волге и далее, через костромские земли, достигал Белого моря, а затем морем или по суше шел через Скандинавию на запад. Это была большая торговая дорога, издавна называвшаяся “арменской”, то есть по которой ездили торговцы-армяне. Путь этот был известен армянам гораздо раньше, чем русский царь Иван Грозный (1547–1584) открыл доступ англичанам в Белое море и в Московское государство. С основанием города Архангельска (1584) дорога эта еще более оживилась; но ней стали ездить также англичане и голландцы, часто в сопровождении армян, хорошо знакомых с местными условиями[2].
Во время царствования Алексея Михайловича (1645–1676) русско-армянские связи еще более упрочились. В 1660 году купец Захарий Саградов от имени Армянской торговой компании подарил царю Алексею Михайловичу украшенный драгоценными камнями трон (Алмазный трон) работы армянского художника Аствацатура Салтанянца (Богдана Салтанова). На фрагменте плана Москвы, выполненного Мейербергом в 1661 году, на площади у Ильинских ворот (нынешняя территория Политехнического музея) изображен в виде вытянутого прямоугольника армянский двор. В 1666 году Аствацатур Салтанянц назначается придворным живописцем[3].
В 1666 году от сорока армянских деятелей русскому царю Алексею Михайловичу подана челобитная с просьбой “о дозволении им в бытность их для торговли в Российском государстве ходить в Российскую церковь и исповедоваться у российских священников и приобщаться… чтобы в отдалении от церквей своих не помирать без покаяния”.
Но, несмотря на в целом благожелательное отношение русского правительства к армянам, им не разрешалось не только строить свои храмы или молиться в православных, но и совершать богослужение по своему обряду в домах. В челобитной на имя царя Алексея Михайловича приезжие “из шаховой области арменья” умоляли позволить им молиться в православных храмах. “Нас, иноземцев, — писали они, — в церкви Божии Богу молиться не пускают, и которому из нас Божиим изволением случится болезнь или смерть, и к исповеданию исповедаться отца духовного призвать нам нельзя, никоторый священник к нам не идет, и наши, государь, братья помирают без исповедания и без причастья, и погибают наши души”[4].
Армяне начали вести торговлю в России, основываясь на заключенном с ними договоре от 31 мая 1667 года, дополненном 8 февраля 1673 года[5]. В 1675 году в Москву к царскому двору прибыли “торговые армяне” Яков Погосов, Яков Авединов и Яков Ахназаров. Армянские купцы часто бывали в Новгороде и по пути в Европу по-прежнему посещали невские берега[6].
Примечательно, что уже в новгородском храме Спаса на Нередице (ХII–ХII вв.) появляется фреска св. Григория, Просветителя Армении; в 1445 году новгородский архиепископ Евфимий воздвиг в городе церковь “Святаго Григория Великая Армении”. Один из девяти приделов собора Пресвятой Богородицы (храма Василия Блаженного, завершенного в 1557 году) на Красной площади в Москве по приказу Ивана IV Грозного был освящен во имя первого армянского патриарха — св. Григория Армянского. Кроме того, Иван Грозный дал повеление построить в Казани православный храм во имя св. Григория Армянского. Так Иван Грозный выразил благодарность армянам за их активное участие во всенародной торжественной встрече царя после взятия русскими войсками Казани[7]. Когда Петр I, “прорубив окно в Европу”, основал в устье Невы новый город — Санкт-Петербург (1703), армяне начали селиться здесь, продолжая развивать торговлю с Западом.
[1] Выборочные сведения об армянах в России. Газета “Веруем”, № 88–89, сентябрь–октябрь 2000, C. 7.
[2] См. Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с Северо-Восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613 году // Кавказский вестник. 1901. № 12. С. 56.
[3] Выборочные сведения об армянах в России. Газета “Веруем”, № 88–89, сентябрь-октябрь 2000, C. 7.
[4] Армяно-русские отношения в ХVII веке. Сборник документов. Ереван, 1953, С. 42.
[5] См. Собрание актов, относящихся к истории армянского народа. Т. II, 1838. С. 76.
[6] Там же. Т. 1. М., 1833. С. 342: Приезд из Астрахани и отпуск через Новгород за границу армян: Петра Амирева, Якуба Сергеева, Амирхана Ефремова с товарищами для купеческого промысла. 1689 г.; Там же. С 345: отпуск через Новгород за шведскую границу торговых армян Ягуба Сергеева с товарищами; и др.
[7] Благодарность Ивана Грозного //Веруем, № 86, июль 2000, С. 6.
[…] Предисловие […]