Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/
Глава 11. Начало возрождения
Среди всех закрытых на территории СССР армянских храмов церковь Св. Воскресения была открыта первой. 8 октября 1988 года в церкви было проведено первое богослужение. Об этом событии рассказала в октябре 1998 года Рубина Калантарян. “Когда лет десять назад мы впервые вошли в бывшую часовню при армянском кладбище, то увидели развалины мастерской какого-то скульптора, — вспоминала известная певица. — И на развалинах отец Эзрас, духовный пастырь армян Санкт-Петербурга, начал вести службу. Каждую субботу и воскресенье я отменяла все концерты, стояла рядом с ним и пела литургию. И когда после этого я выходила из церкви, у меня походка менялась. Я будто не шла, а летела. Потом и в других храмах довелось мне петь. Но той первой службы на развалинах мне не забыть никогда”[125].
Сразу после молебна состоялся субботник. “Люди буквально рвались сделать что-нибудь для разрушенного общего дома, — свидетельствовали очевидцы и участники. — Тот первый молебен и первый субботник в церкви Святого Воскресения явились символическим избавлением от тяжелой ноши соучастия во всеобщем богопротивном деле, стали своего рода первым покаянием и пониманием того, как нельзя жить”[126]. “Исторический долг обязывал нас не просто возродить храм, но до мельчайших деталей воссоздать его архитектурно-исторический облик”[127], — вспоминал о. Езрас.
Серьезному испытанию подверглась жизнеспособность общины при армянском храме в начале декабря 1988 года. Уже 8 декабря, на следующий день после землетрясения в Армении, при исполкоме Ленсовета был образован штаб помощи пострадавшим, который работал в постоянном взаимодействии с членами армянского прихода. Верующие, как и все другие добровольцы, собирали средства для пострадавших, устраивали благотворительные концерты, доставали лекарства, трудоустраивали прибывших в город на Неве из зоны бедствия[128]. “Тогда я стал регистрировать прибывающих сюда армян, — вспоминал о. Езрас. — После землетрясения из Ленинакана и Спитака приехали около тысячи человек”[129]. Церковь стала единственным местом, где могли собираться армяне, куда приходили за советом и помощью. Помощь, кстати, вполне реальная: один из первых самолетов с гуманитарным грузом для пострадавших от землетрясения в Ленинакане и Спитаке улетел именно из Ленинграда.
В начале сентября 1988 года в Ленинграде побывал Арцрун Галикян — главный архитектор Эчмиадзинского монастыря. Он произвел обмер храма, составил ориентировочную смету и план предстоящих реставрационных работ. Особую сложность представлял ремонт купола: в “эпоху Пинчука” здесь были пробиты окна для лучшего освещения изваянных им “творений”.
Реставрация храма Св. Воскресения шла быстрыми темпами, и уже через три года под куполом появилась надпись, символизирующая возрождение храма: “Церковь отреставрирована во время патриаршества Католикоса всех армян Вазгена I, под предводительством епископа Тирана, во время пастырского служения иеромонаха Езраса в 1991 году”. По оригинал-макету эчмиадзинских архитекторов воздвигли новый алтарь, ибо прежний был уничтожен в советскую эпоху, а проект в архивах не сохранился. На куполе храма был установлен крест. 1 декабря 1994 года во дворе церкви состоялось открытие и освящение хачкара (крест-камня), приуроченное к 200-летию со дня открытия храма. Автор хачкара — скульптор Арташес Овсепян. С тех пор по сей день в этом храме крестят младенцев, венчают молодые пары, служат литургии. При церкви существует небольшая пекарня. Теплый армянский хлеб матнакаш везут в два детских дома, расположенных по соседству, разумеется, бесплатно.
Церковь Св. Екатерины на Невском проспекте была закрыта в 1936 году. С 1944 года в ней располагались склад декораций и мастерские Театра музыкальной комедии. Десятилетия советской действительности привели к тому, что к концу 1980-х годов не только коренные жители города на Неве, но даже и армяне не все знали конфессиональную принадлежность робко выглядывающего своей колоннадой на Невский проспект изящного храма.
Это ненормальное положение также вызывало озабоченность городской общественности. В атмосфере духовного обновления в городе на Неве возникло Общество друзей армянской культуры, и 18 февраля 1989 года было объявлено о его регистрации при Ленинградском отделении Советского фонда культуры. Активисты этого общества в течение нескольких лет ставили вопрос о передаче армянского храма на Невском проспекте в их распоряжение. Говорить о возобновлении богослужений в храме было еще рано; здесь предполагалось проводить концерты духовных песнопений, устраивать выставки с участием армянских деятелей культуры Санкт-Петербурга, Армении и гостей из-за рубежа.
В августе 1991 года рухнул атеистический режим; в стране началось возрождение церковной жизни. А в августе следующего, 1992 года, заместитель мэра С. Беляев подписал распоряжение о передаче до 1 марта 1993 года в безвозмездное пользование целевым назначением религиозному объединению церкви Св. Екатерины здания по Невскому проспекту, 40–42, под молитвенные цели. Санкт-Петербургскому государственному театру музыкальной комедии по окончании срока аренды здания церкви предстояло переехать в новые помещения[130].
Прежние хозяева мало заботились о сохранении здания, и когда 18 августа 1992 года оно наконец было передано армянской общине, храм представлял жалкое зрелище. В подвале чуть ли не в человеческий рост стояла вода. Мало что сохранилось от росписей и интерьера, а многочисленные перегородки и колонны обезобразили церковь до неузнаваемости. По предварительным оценкам, для реставрации здания требовалось около 5 миллиардов (неденоминированных) рублей.
Тем не менее 14 марта 1993 года здесь было совершено первое богослужение. А с 1994 года, как только театр освободил помещение, реставрационные работы начались полным ходом. Необходимые средства на реставрацию собирали по всему миру. Работу возглавили о. Езрас и старейшины армянской общины. Реставрацию осуществлял архитектор Юрий Бабаян. Была выполнена гидроизоляция фундамента, сняты балки перекрытий, уродливо делившие интерьер на два этажа. На огромной площади купола, свода алтаря, на парусах под куполом была произведена расчистка уцелевшей масляной живописи, затем выполнена ее реставрация. Восстановлена отделка цветным искусственным мрамором поверхностей стен и колонн. Заново натуральным мрамором выстлан пол. В 1995 году восстановлены крест на куполе и алтарь. В 1997 году для звонницы были изготовлены колокола. В процессе реставрации были обнаружены две мраморные купели со скульптурным рельефом. На их поверхности высечены даты “1782” и “1784”. Чудом сохранившиеся ровесницы храма, они также пережили все превратности его 220-летней истории. Восстановительные работы завершились к 2000 году.
— Мы ничего не просили у городских властей, хотя город помог с ремонтом фасада архитектурного памятника, — говорит отец Езрас. — Привыкли делать все своими руками.
Многие члены общины внесли посильный вклад в возрождение храма; среди них были особо щедрые жертвователи. Их помощь была по достоинству оценена главой Армянской апостольской церкви. Так, в ноябре 1993 года Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I наградил высшей наградой Армянской апостольской церкви — орденом Святого Григория Просветителя, благотворителей Сурена Саакяна и Вануша Карапетяна, представленных к награде Советом Армянской церкви Санкт-Петербурга. А 5 октября 1995 года в Эчмиадзине новоизбранный Католикос Гарегин I наградил орденом Святого Григория Просветителя благотворителя Семена Казарова, представленного к награде Советом Армянской церкви Санкт-Петербурга.
12 июля 2000 года, в День св. Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга, состоялось торжественное освящение церкви, которое совершил Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Гарегину II сослужили духовные предводители Западной и Восточной армянских епархий США архиепископы Ваче Овсепян и Хажак Парсамян и духовный пастырь армян Санкт-Петербурга иеромонах Езрас Нерсесян. Гарегин II и Алексий II освятили и установили в алтарной части беломраморный хачкар с изображением собора Св. Эчмиадзина и храма Христа Спасителя — как символ братской любви во Христе между Армянской апостольской и Русской православной церквами. На освящении присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Георг Кречмар, епископ Лютеранской церкви Ингрии Арре Кугаппи, декан католических приходов Северо-Западного региона европейской части России священник Евгений Гейнрихс, а также губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев, вице-спикер Государственной Думы РФ А. Н. Чилингаров и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Российской Федерации С. М. Саакян.
Накануне праздника по просьбе Эчмиадзинского Католикосата Государственный Эрмитаж передал на вечное хранение в церкви Св. Екатерины изготовленный в 1293 году по заказу Скеврского монастыря (Киликийская Армения) реликварий с частицами мощей 12 апостолов и св. Григория Просветителя. “Армяне, для которых Россия стала новой пристанью, во все времена преданно и самозабвенно служили своей второй родине, — отметил в своей проповеди Верховный Патриарх-Католикос Гарегин II. — Как истинные граждане России, они участвовали в ее общественной жизни, преумножали славу ее оружия, ее науки, способствовали экономическому процветанию и насыщали ее высокую культуру общечеловеческим звучанием”[131].
“Судьба армянского народа, — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, — была непростой, но в России армяне заняли достойное место, воспринимая Россию своей родиной, и мы воспринимаем армян как своих братьев, а потому никаких осложнений в церковной жизни у нас не было и не будет никогда. Близость между нашими народами позволила избежать многих трудностей, которые в ином случае у нас могли бы быть”[132].
С 1989 года началась передача зданий, принадлежавших армянской общине Санкт-Петербурга. Первым по времени решением Исполнительного комитета Ленинграда от 23 октября 1989 года армянской общине было возвращено здание при Воскресенской церкви (набережная р. Смоленки, 29). В 1920–1970-е годы здание использовалось под различные нужды городского хозяйства, но о его сохранности практически никто не заботился. В 1970-е годы при прокладке дороги вдоль набережной Смоленки дом был частично разрушен. Община на свои средства провела ремонтно-реставрационные работы сохранившейся части исторического здания. Но восстановить утраченную часть строения не представилось возможным. В те годы в этом здании находилось управление Армянской апостольской церкви Санкт-Петербурга.
Что касается жилых домов ансамбля церкви Св. Екатерины (Невский пр., 40–42), национализированных в 1918 году, то армянской общине была возвращена часть помещений на третьем и четвертом этажах восточного флигеля (д. 42). (11 мая 1993 года Малый Совет Санкт-Петербургского городского собрания передал один из флигелей церковного дома (Невский пр., 42) общине Армянской апостольской церкви.) Были проведены сложная дорогостоящая реставрация парадных помещений, восстановление нарушенной планировки, воссоздание декоративной живописи, лепки. Реставраторам удалось обнаружить паркет того времени и лепку, ведутся поиски документов об изначальных интерьерах. По завершении работ здесь планировалось открыть небольшую экспозицию об истории ансамбля армянской церкви и о тех, чьи имена тесно связаны с этими зданиями, где жили многие знаменитые деятели русской политики и культуры, такие, как Сперанский, Тютчев и др. Здесь проходят занятия воскресной школы, действует библиотека, устраиваются выставки. Здесь же располагается ряд просветительских и благотворительных организаций, созданных армянской общиной.
Смоленское армянское кладбище было закрыто в 1936 году. За годы советской власти, особенно в послевоенные десятилетия, оно пришло в неописуемый вид. Лишь однажды, в 1960-х годах, Управление культуры Ленгорисполкома обратило внимание на кладбище и поручило скульптору В. В. Строгому реставрацию надгробий наиболее известных деятелей. Но в последующие годы кладбище по-прежнему подвергалось разрушению и разграблению. В 1970-е годы “стараниями” садово-паркового хозяйства Василеостровского района здесь образовалась свалка. В конце 1980-х годов над кладбищем нависла реальная угроза полного уничтожения. Участок приглянулся государственному учреждению, и было решено кладбище разровнять и построить на его земле здание.
Духовному пастырю петербургских армян отцу Езрасу с помощью влиятельных армянских и русских деятелей города на Неве удалось добиться сохранения армянского кладбища. Когда отец Езрас впервые попал на Смоленское кладбище, он был потрясен увиденным. На улице рядом с церковью валялись разбитые надгробные плиты, внутри храма громоздились покрытые пылью бюсты советских вождей: Ленина, Сталина, Жданова. Еще тогда, когда церковь была хранилищем ненужных бюстов, отец Езрас вместе с питерскими студентами-армянами устраивали здесь субботники: расчищали территорию, укрывали от посторонних глаз разбитые надгробные плиты, чтобы они смогли дожить до реставрации.
Вскоре церковь Св. Воскресения и кладбище были переданы в ведение армянской общины. О. Езрас вспоминал о том времени: “Разбитые мраморные кресты растаскивались и перепродавались для новых погребений. Я собирал в архивах сведения о захоронениях, о кладбище, чтобы доказать властям его историческую ценность. Даже если забыть о том, что этот некрополь является уникальным образцом городской мемориальной культуры, я просто не мог примириться с таким святотатством”[133].
Сегодня на кладбище, которое спас о. Езрас, восстановлены надписи на памятниках, “склеены” и поставлены на свои места мраморные кресты, отреставрированы семейные склепы. Благодаря стараниям о. Езраса и его помощников вернулись из небытия имена армянских военачальников, общественных деятелей, художников, артистов, захороненных у реки Смоленки. Собран уникальный материал об армянах, живших в Петербурге в XVIII–XIX веках. Во всех этих начинаниях верным соратником о. Езраса был председатель Армянского общества Санкт-Петербурга Владимир Аматуни.
1 декабря 1994 года состоялось освящение хачкара (арм. — крест-камень) “Воскресение” во дворе церкви Св. Воскресения, приуроченное к 200-летию со дня открытия храма. Автор хачкара – скульптор Арташес Овсепян, спонсоры – члены армянской общины Санкт-Петербурга Л. Г. Саргсян и Г. А. Акопян.
В 1991 году при творческой мастерской эстрадного искусства был создан детский хор духовного христианского пения под руководством заслуженной артистки Армении Рубины Калантарян. К занятиям приступили двадцать пять ребят от 4 до 16 лет. В январе 1992 года прошел их первый концерт в творческих мастерских (ул. Моховая, 15). “С эстрадой у нас в городе совсем плохо, — свидетельствовала Рубина Рубеновна Калантарян. – Никому не нужны ни хорошая музыка, ни песни. Нет новых талантливых имен. Поэтому начинать нужно с юных”[134].
В 1993 году при церкви Св. Воскресения открылась воскресная школа, объединившая около 70 школьников от 7 до 15 лет. Первый набор учащихся состоял преимущественно из армянских беженцев, покинувших пограничные районы Армении и Нагорный Карабах в связи с землетрясением, экономической блокадой, бомбардировками и обстрелами населенных пунктов. Вскоре школу стали посещать также и дети местных армян. Если в первом случае церковная община стремилась не дать подрастающему поколению забыть родной язык и культуру, то в случае с уроженцами Петербурга приоритетной целью было возвращение их к истокам национальной культуры и прежде всего национального самосознания, а также воспитание их достойными гражданами России.
К 1995 году школа переросла в Армянский учебный центр им. Лазарянов, расположившийся в доме 40–42 по Невскому проспекту. Открытие центра Церковный совет приурочил к 260-летию со дня рождения графа И. Л. Лазарева и 225-летию строительства первого армянского молитвенного дома в Санкт-Петербурге. Центр объединил свыше ста учеников и 10 преподавателей — высококвалифицированных специалистов из Армении, которыми руководила опытный педагог, психолог Сильва Лазарян. Школьная программа была утверждена Верховным Патриархом-Католикосом всех армян. Преподавание ведется на родном языке. В школе преподаются Закон Божий, армянский язык и литература, история армянского народа, пение, живопись. Учебными пособиями, необходимыми дидактическими материалами и питанием школу обеспечивает церковная община. По окончании школы ученики получают соответствующий документ, на основании которого им в случае возвращения в Армению выдается аттестат зрелости.
Сегодняшняя жизнь общины многообразна — это и воскресная школа, и библиотека, доступ к которой открыт не только для членов общины, но и для всех желающих. При церкви есть галерея армянских художников. С 1996 года работает благотворительный медицинский центр, есть и свой совет ветеранов.
В 1999–2000 учебном году на специальном отделении восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке и по благословению Армянской церкви Санкт-Петербурга открылась программа “Арменоведение”. Среди дисциплин основное место занимает армянский язык — как современный, так и древнеармянский (грабар). Программа рассчитана на всех желающих с исходным образованием не ниже среднего и нормативным сроком обучения два года (четыре семестра). Студенты-арменоведы слушают также лекции по специальным, общепрофессиональным и общегуманитарным дисциплинам: история Армении, историография и источниковедение истории Армении, этнография народов Закавказья, России и Кавказа, история международных отношений и политология. Учебный год завершается летней сессией и защитой курсовых работ-исследований, рассматривающих различные проблемы истории Армении. Выпускники получают сертификат Санкт-Петербургского государственного университета с правом на практическую деятельность в соответствии с квалификацией арменовед-историк по специальности “Востоковедение, африканистика”. Новая усовершенствованная программа полностью отвечает требованиям учебных планов, реализуемых на восточном факультете СПбГУ. Предполагается стажировка студентов в Армении, а в ближайшем будущем — реализация четырехгодичной программы бакалавриата с последующей выдачей выпускникам диплома Санкт-Петербургского университета.
В 1997 году при церковной общине была создана Армянская молодежная ассоциация (АМА). Один из пунктов устава АМА гласит: “Молодежь армянской общины Санкт-Петербурга в результате свободного волеизъявления на основе общности интересов объединилась под сенью и при поддержке Армянской апостольской церкви и создала Армянскую молодежную ассоциацию”. Посетивший Санкт-Петербург в 1998 году архиепископ Гарегин Нерсесян (будущий католикос) выразил поддержку этой организации, “являющейся подспорьем национальной Церкви в деле объединения молодежи”. АМА поставила целью объединение молодежи для воссоздания и укоренения в Санкт-Петербурге национальных традиций, содействия укреплению связей между Российской Федерацией и Республикой Армения, равно как и процветанию Армянской церкви.
Армения стала в 301 году первой страной, которая начала принятие христианской веры с крещения царя. Святой Григорий Просветитель был активным участником христианизации Армении, что стало примером и для других регионов Кавказа. Важными событиями культурной жизни общины явились мероприятия, приуроченные к 1700-летию провозглашения христианства государственной религией в Армении. Так, 22 июля 2000 года под патронажем Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Государственном Эрмитаже открылась выставка “Сокровища Армянской церкви из собрания Святого Эчмиадзина”.
27–29 июня 2001 года в Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция “Армения и христианский Восток”, также под патронажем Армянской апостольской церкви и при поддержке Генерального консульства Республики Армения в Санкт-Петербурге, Государственного Эрмитажа и общероссийской общественной организации “Союз армян России”. Среди участников конференции были известные ученые из России, Армении, США, Германии, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и других стран. Заседания проходили по секциям “Культура и религия Армении и христианского Востока”, “История, историческая география и филология”, “Историография и археология”. Конференция открылась 27 июня в зале Корфа Российской национальной библиотеки выставкой армянских книжных сокровищ, хранящихся в фондах библиотеки. 28 июня на балконе актового зала СПбГУ была развернута выставка произведений петербургских художников “В начале было Слово”. В тот же вечер после двух научных заседаний для участников конференции в Эрмитажном театре состоялся концерт, организованный IX Международным музыкальным фестивалем “Дворцы Санкт-Петербурга”. В течение следующего дня участникам конференции также была предложена большая культурная программа, которая началась утренней службой в Армянской церкви Св. Екатерины и завершилась поздно вечером прогулкой на теплоходе. В работе конференции приняли участие также официальные лица и известные политические деятели России и Армении. В адрес конференции поступило приветствие от Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II.
Праздновать 1700-ю годовщину принятия христианства собирался и патриарх армяно-католиков Нерсес Бедрос XIX. В послании к армянам, проживающим в Армении, Ливане и других странах, патриарх подчеркнул, что празднование должно стать поводом для глубокого внутреннего подъема всех верующих. Папский престол объявил, что к празднику будут выпущены специальные медали. Частью празднований стала также и месса, которую Иоанн Павел II совершил в соборе Св. Петра 18 февраля 2001 года вместе с армяно-католиками со всех континентов во главе с Нерсесом Бедросом XIX.
Отрадно, что папа римский уделил такое внимание годовщине христианизации армянского народа, но только и папа, и подконтрольные ему армяно-католики не имеют к этой годовщине никакого отношения. Армяне приняли христианство в IV–V веках, а Армяно-католическая церковь была образована лишь в 1740 году (а первые, да и то неудачные в итоге контакты армян с католиками относятся к 1198 году, то есть девять веков спустя после принятия армянами христианства)[135].
С февраля 1993 года по благословению католикоса Вазгена I в Санкт-Петербурге стала выходить двуязычная газета “Аватамк” (“Веруем”) — печатный орган Армянской церкви Санкт-Петербурга. Цель издания — еще более сплотить петербургских армян вокруг духовного пристанища — Церкви. Газета освещает проблемы жизни общины, проявляет интерес к лишенцам и беженцам, ветеранам и инвалидам, пенсионерам, сиротам. Большое внимание уделяется сохранению родного языка и традиций, отрыв от которых лишает человека его национального облика. Важнейшим направлением газеты является укрепление русско-армянских связей. Главным редактором газеты стал писатель Армен Меружанян.
Активизируется издательская деятельность общины. Можно упомянуть репринтное издание книги (1996) известного писателя и историка прошлого С. Глинки “Обозрение истории армянского народа” (Издание Лазаревского института, М., 1832), а также следующие издания: “Истинно, истинно говорю вам” (изречения из Библии). (СПб, 1997); А. Меружанян. Кто есть кто в Новом Завете. (СПб, 1997); Армянская апостольская церковь Санкт-Петербурга (СПб, 2000); Освящение Армянской церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге 12 июля 2000 года (СПб, 2001). С 1999 года в Санкт-Петербурге начало свои передачи армянское радио “Наири”.
В 1988 году едва успевшая открыться армянская церковь Св. Воскресения в Ленинграде стала центром помощи армянам, искавшим спасения и крова после геноцида в печально известном азербайджанском городе Сумгаите, после погромов, учиненных в Нагорном Карабахе. И тут же следом за ними в Россию хлынули потоки беженцев, покинувших разоренную спитакским землетрясением и политическими катаклизмами Армению. В январе 1990 года число беженцев резко возросло вследствие новых кровавых армянских погромов, учиненных в Баку. Церковь не закрывалась ни на минуту. Армянская община взяла на себя труд обустроить людей, потерявших кров и имущество, вывести их из стрессового состояния, помочь обрести душевное равновесие. Руководство общины во главе с иеромонахом Езрасом Нерсисяном договорилось с девятью городскими и областными санаториями-профилакториями о приеме беженцев и разместило в них около 400 человек. Поскольку в Ленинград прибывали не только изгнанники, лишенцы и погорельцы, но и раненые, община обратилась к главным врачам городских больниц с настоятельной просьбой принимать на лечение искалеченных стариков, детей и женщин. Врачи шли навстречу. Одна только Военно-медицинская академия взялась поставить на ноги 35 армян.
В 1990 году Армянская церковь Санкт-Петербурга учредила Международный центр реабилитации и социальной защиты детей-беженцев “Цицернак” (“Ласточка”), опекающий детей-беженцев, сирот, детей из неполных и необеспеченных семей, а также одиноких инвалидов. В это время она была единственной во всей России организацией такого рода. Девиз центра: “Кто любит детей, того любит Бог”. “Ласточка” стала международной организацией и взяла под свое крыло армянских, русских, грузинских, осетинских, абхазских, еврейских детей от 3 до 15 лет.
Число детей, нуждающихся в опеке “Ласточки”, росло с каждым днем: сюда стали приходить семьи, покинувшие Прибалтику, в 1996 году к ним прибавились дети из Чечни, затем — из Таджикистана. На 2000 год центр оказал помощь почти 6 тысячам детей. С февраля 1997 года “Ласточка” открыла столовую для пожилых социально необеспеченных граждан. У центра 17 сотрудников, работающих здесь на общественных началах. Деятельность центра осуществляется за счет средств, поступающих по линии международной гуманитарной помощи, средств благотворительных и других организаций и пожертвований граждан. Генеральным директором центра является детский наставник Аделина Ашотовна Мнацаканова, за свою самоотверженную деятельность награжденная французским орденом матери Терезы и почетным знаком Великобритании “Золотое сердце”. Она стала председателем общественного совета при губернаторе Санкт-Петербурга по Северо-Западу, членом координационного совета при миграционной службе Санкт-Петербурга. Сама А. А. Мнацаканова — беженка из Баку, чудом спасшаяся во время погромов. В те страшные дни 1990 года она дала обет: “Если Бог спасет меня, я посвящу себя гонимым”.
С 1995 года в канун каждой Пасхи Армянская церковная община Санкт-Петербурга посылает людям, отбывающим срок наказания в местной тюрьме “Кресты”, символические подарки: пасхальные яйца (по одному на каждого заключенного) и литературу духовного содержания (Библии, Евангелия). В пасхальной акции, проводимой в тюрьме “Кресты”, вместе с Армянской церковной общиной неизменно участвует также Санкт-Петербургская митрополия Русской православной церкви.
Здание тюремного храма было построено до революции как церковное, но с ноября 1918 года до 1999-го использовалось как клуб для спецперсонала. Ныне церковь относится к епархии. Теперь здесь не проводятся массовые праздники, культурные мероприятия для коллектива, нет сцены и занавеса, наглядной агитации. Вот отрывок из репортажа, озаглавленного “Крестный ход… в”Крестах”. 11 апреля 2004 года, пасхальное богослужение в храме.
Иконостас, подсвечники, горящие свечи, пахнет ладаном. В конце богослужения православный священник обращается к заключенным с проповедью, со словами, что не надо роптать на жизнь или на Бога, а подумать — в чем ты был неправ, почему ты здесь, и поздравляет их с Воскресением Христовым. Затем начался крестный ход. Процессия движется вдоль нескончаемых верениц камер, из “кормушек” которых высовываются молодые лица. Парни стараются поймать хотя бы частичку этого общего праздника. В каждую “кормушку” просовывается кулич (один на четверых) и освященные яйца. Кстати, и 1075 куличей, и яйца по традиции безвозмездно передала в “Кресты” армянская община Петербурга.
— Христос воскресе! — возглашает в тюремном коридоре священник.
— Воистину воскресе! — глухо доносится из камер[136].
С 1995 года для благотворительных целей была создана церковная пекарня, названная “Нканак” (“Домашний хлеб”). “Зачем пекарня? Нужно что-нибудь посущественнее”, отговаривали отца Езраса. Но он настоял на своем: “Мы сможем, как велит наша христианская душа, делиться хлебом”. Теперь за теплым армянским хлебом приезжают даже из других районов города[137]. Пекарня ежедневно снабжает хлебом Дом ребенка и детский дом № 40 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
В 1996 году в прицерковном доме на Невском проспекте был открыт медицинский центр “Гта” (“Милосердие”), оказывающий помощь петербургским инвалидам и пенсионерам. “Мы делаем то, — сказал в одном из интервью духовный пастырь санкт-петербургских армян о. Езрас, — что велит нам наша христианская душа, и стремимся быть полезными городу”[138].
В 2000 году о. Езрас был назначен исполняющим обязанности главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви. В 2001 году он был утвержден в должности предводителя Ново-Нахичеванской и Российской епархии и Патриаршего экзарха в России с возведением в сан архимандрита. В октябре 2001 года архимандрит Езрас возведен в сан епископа, главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии с пребыванием в Москве.
В том же 2001 году для несения настоятельских обязанностей в Санкт-Петербург был направлен священник Гарник Лорецян, выпускник Севанской Духовной семинарии (1996). Перед назначением в Санкт-Петербург о. Гарник два года прослужил капелланом в воинских частях Республики Армения.
Накануне празднования 300-летия армянской общины в Санкт-Петербурге журналистка Марина Елисеева встретилась с Кареном Мкртчяном, председателем совета Санкт-Петербургской региональной армянской национально-культурной автономии, старостой Армянской апостольской церкви Св. Екатерины. Вот выдержки из его обширного интервью.
— Армянская община Петербурга сегодня насчитывает примерно 25 тысяч человек. Еще более двух тысяч армян составляют общину Всеволожска. (Во Всеволожске церковь Пресвятой Богородицы находится в Армянском переулке. При ней имеется школа и скоро будет открыт культурный центр.)
В 1730 году недалеко от 3-й линии Васильевского острова уже существовала Армянская улица, на которой находилась наша деревянная церковь и дома. К сожалению, все давно утрачено, но я надеюсь, что рядом с этим местом в сквере мы сможем когда-нибудь установить памятник нашему национальному гению — архимандриту и общественному деятелю Комитасу (он одно время жил в Петербурге), который писал духовную и светскую музыку, много занимался фольклором и был во всех своих ипостасях выдающимся человеком. Мы считаем, что он как личность символизировал нашу христианскую общность с Россией. Также планируем установить бюст графа М. Т. Лорис-Меликова, крупного политического деятеля, министра внутренних дел России и сподвижника Александра II.
— Чем живет армянская община в последние годы?
— У нас при общине действует воспитательно-просветительский центр им. Лазарева и при нем воскресная школа, а также различные кружки. Мы курируем гимназию № 259, где (по желанию) преподаются армянская история, культура, язык. Эта гимназия является базовой школой СПбГУ, и ребята каждую неделю ходят в университет, а его преподаватели ведут курсы в их учебном заведении. Армянская община взяла на себя все расходы, невзирая на то, ребята каких национальностей получают знания в гимназии.
У нас в общине активно работает совет ветеранов, который состоит из военных, ученых, деятелей культуры. Есть не менее активные женсовет “Рипсиме” и молодежное общество “Нор Серунд”. И те и другие знакомят петербуржцев с нашей национальной культурой. А в июне еще будет открыт Русско-армянский национальный культурный центр.
— Знаю, что ваша община не остается в стороне от благотворительности.
— Благотворительная деятельность в общине имеет множество направлений и распространяется не только на Северо-Западный регион, но и на Армению. Живя в России, мы не забываем о своей маленькой стране. В Армении мы помогаем возрождению города Шуши, детскому саду в селе Араке, детскому дому и педагогическому колледжу в Гюмри, больным и инвалидам в Ереване, содействуем в создании фундаментальной библиотеки севанской духовной семинарии “Вазгенян”…
А в Петербурге и Ленинградской области помогаем дому ребенка № 40, детскому дому № 6, школе-интернату в Гатчине, детскому кризисному центру Московского района, “Ночлежке”, ассоциации инвалидов “Феникс”, реабилитационному центру “Аревик”, детскому дому № 9.
Я упомянул детский кризисный центр в Московском районе, где помогают особо трудным ребятам, сбежавшим из своих семей. Его учредили и поддерживают Православная и Католическая церкви. Наша церковь тоже присоединилась к этому проекту. Вот хороший пример единства христианских Церквей.
— Что в ближайших планах по празднованию 300-летия армянской общины Санкт-Петербурга?
— Я бы начал с другой даты. Наша община участвует во всех значимых городских мероприятиях, посвященных 65-летию Победы. 29 апреля мы установим на Синявинских высотах хачкар — армянский поминальный крест. А в Петербурге откроем памятник прославленному танкисту, Герою Советского Союза генералу А. С. Мнацаканову. А 300-летие общины мы уже отмечаем многими выставками и концертами. В РНБ представили армянскую литературу, а в Президентской библиотеке архивные материалы из истории общины. В Смольном соборе и Доме национальностей были показаны живопись и графика армянских художников. В мае состоится юбилейный вечер народной артистки России, заслуженной артистки Армении, почетного гражданина Санкт-Петербурга Рубины Калантарян. А в июне в Большом зале консерватории будет дан концерт армянской классической музыки. Будем рады, если петербуржцы разделят с нами праздник[139].
…В конце ХХ – начале ХХI века открылась новая страница в истории армянской христианской общины Санкт-Петербурга. Как и двести лет тому назад, армянская диаспора Санкт-Петербурга объединена вокруг приходов Св. Екатерины и Св. Воскресения. Армяне-петербуржцы мобилизовали все свои силы и ресурсы для восстановления духовного центра, казалось бы, уничтоженного в советские годы. Новое время предоставляет армянской христианской общине Санкт-Петербурга реальные возможности для развития своего национального достояния.
[125] Санкт-Петербургские ведомости, № 185, 2 октября 1998, С. 5.
[126] Первый молебен. — Веруем, № 64–65, сентябрь—октябрь 1998, С. 2.
[127] Возрождение церкви Святого Воскресения. — Веруем, № 86, 2000, июль, С. 7.
[128] См. Ленинградский рабочий. 8 декабря 1989. С. 13.
[129] Донсков Николай. Главное событие, которого с нетерпением ждут в этом году петербургские армяне // Известия, 31 мая 2000 г.
[130] Вечерний Петербург, № 197, 25 августа 1992.
[131] Слово Верховного Патриарха-Католикоса Всех Армян Гарегина П по случаю освящения церкви св. Екатерины. — В книге: Освящение Армянской церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге 12 июля 2000 г. СПб., 2001, С. 11.
[132] Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю освящения церкви св. Екатерины. — Там же, С. 15.
[133] Селиванова И. Дорога к храму: возвращение голубой жемчужины. Веруем, № 88–89, сентябрь–октябрь 2000, С. 1.
[134] Алекаева Г. С песней в душе // Вечерний Петербург, № 14, 18. 01. 1992, С. 1.
[135] НГ–Религии, № 2 (73), 31. 1. 2001, С. 2.
[136] Федоров Владимир. Крестный ход… в Крестах // Петровский курьер, № 14, 19-25 апреля 2004.
[137] Начарова Ирина. Церкви св. Екатерины предстоит второе освящение // Известия, 1 апреля 2000 г.
[138] Меликян А. Стремимся быть полезными Петербургу. — Веруем, № 56–57, январь–февраль 1998, С. 3.
[139] Санкт-Петербургские ведомости, № 76, 29 апреля 2010, С. 5.
[…] Начало возрождения […]