Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/
Послепетровская эпоха (1725—1740)
Ситуация несколько улучшилась во время краткого царствования преемницы Петра I Екатерины I (1725–1727). В декабре 1724 года вардапет Минас в очередной раз прибыл в Санкт- Петербург, где он вел переговоры о приведении армянского народа под защиту и покровительство России. Об этом упоминал, в частности, французский посланник в Санкт-Петербурге де Камерон в своем донесении в Париж от 16 декабря 1724 года: “В одном из предыдущих писем я сообщал, что один киргиз-кайсацкий князь, вступивший под покровительство царя, крестился недавно в православную веру. После того сюда приехал депутат от армянского князя с изъявлением готовности именитейших людей его нации и всего народа принять подданство царя”[25].
15 сентября 1725 года вардапет Минас вместе с местными армянами обратился в Св. Синод с ходатайством о том, чтобы выстроить в Санкт-Петербурге молитвенный дом. Рассмотрев эту просьбу, Синод указом от 29 сентября определил: “…дом молитвенный иметь в Петербурге армянам дозволить и в службе их по своему закону запрещения не чинить (не делать. — а. А.), только вновь костела (церкви) с отменой от домового строения им не чинить, и из благочестивых российского народа христиан по оному своея веры мудрованию не превращать и никакого соблазна и церкви Божией уничижения не творить под великим штрафом и жестоким наказанием”[26].
Таким образом вероисповедное положение петербургских армян улучшилось. Теперь им разрешалось иметь молитвенный дом для совершения богослужения, но разрешалось это, правда, со значительными ограничениями.
В 1720-е годы Санкт-Петербург стал крупнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, ключевую роль в которой играли местные армянские купцы. Так, в 1726 году 90% русско-европейской торговли приходилось на Санкт-Петербург, и 80% этой торговли вели армянские купцы. Это обстоятельство даже вызвало озабоченность британских деловых кругов, которые видели в армянских предпринимателях сильных конкурентов. Так, в 1733 году лорд Вильям Гаррингтон, статс-секретарь короля Георга II, направил в адрес монарха записку “об условиях русской торговли”. “В 1724 году приблизительно, армянские купцы, проживающие в России, получили привилегию на транзит своего товара в Персию через Россию с оплатой его транзитной пошлиной в три процента, — сообщал лорд Гаррингтон, — а англичане вынуждены платить от 25 до 75 процентов”[27].
А в Петербург ушла “шифровка” на имя лорда Георга Форбеса, английского чрезвычайного посланника и полномочного министра при русском дворе (с 1733 года). “Привилегии и преимущества, захваченные в России армянами, в высшей степени противоречат обычным условиям справедливости, принятым в других странах, — сетовал лорд Гаррингтон. — Потому мы льстим себя надеждой, что Ваше Превосходительство найдете средство поставить подданных Его Величества (английских купцов — а. А.) по крайней мере в те же условия, которыми в пределах России пользуются армяне и другие наиболее благоприятствуемые нации”[28].
В эти годы число армян, селившихся в Петербурге, постоянно возрастало. Под 1730 годом упоминаются Армянская улица и земельный участок, принадлежавший главе армянской общины Луке Ширванову (на пересечении 3-й линии и Малого проспекта Васильевского острова). В то время у немногочисленной санкт-петербургской армянской общины еще не было своего духовного наставника, и она приглашала из Москвы армянских священнослужителей для совершения религиозных обрядов. Одним из них был Иван Петрович Шеристанов (Ованес Шеристанян), который обосновался в Санкт-Петербурге в 1730 году, став первым духовным пастырем местных армян и прослужив здесь до своей смерти в 1787 году. (Известно имя и другого священнослужителя — протоиерей Степаннос (Стефан) Лорис-Меликов.)
Более благоприятное отношение к армянским христианам, жившим в России, наступило во время правления императрицы Анны Иоанновны (1730–1740). Община разрасталась также и за счет армян, находившихся на военной службе. В официальных бумагах за 1720–1750-е годы довольно часто встречаются дела по челобитным армян с просьбой принять их “в российскую военную службу”. Вступая в ряды русской армии, армяне стремились быть полезными и в освободительной борьбе своего народа. Многие из них проявляли себя в воинской службе достойно, за что получали высшие военные чины и звания. Так, например, в 1734 году армянский офицер Агадар Хачик (Лазарь Христофоров) становится первым армянским генералом русской армии.
Ближайшим помощником Анны Иоанновны по управлению государством стал немец-лютеранин Бирон, который не находил нужным учитывать мнение Св. Синода Русской православной церкви в решении вероисповедных вопросов. 22 февраля 1735 года был издан правительственный манифест “о дозволении свободного богослужения всем христианским исповеданиям в России”[29]. А вскоре армяне, жившие в Санкт-Петербурге и в Москве, возобновили свои просьбы о разрешении на постройку храмов.
Обе общины свои ходатайства мотивировали тем, что “для совершения божественной службы прочие инославные христиане в Москве и Санкт-Петербурге церкви своего закона имеют, армянского же вероисповедания церквей, несмотря на множество обретающихся в России армян, нет” и что это обстоятельство удерживает многих армян от переселения в Россию; “а если бы свобода армянского богослужения была обеспечена, то число армян, выезжающих в Россию, весьма увеличилось бы, а через то и купечество в России распространилось бы, и казна императорского величества умножилась бы”[30].
О постройке церкви “армянского закона” в Санкт-Петербурге хлопотал Лука Ширванов, указывавший, что у него имеется на Васильевском острове, на Малом проспекте, по 3-й линии двор, где удобно выстроить церковь. На это ходатайство 18 января 1740 года было дано императорское разрешение: “по сему прошению позволяется”[31]. Одновременно с этим в Москве купец Богдан Христофоров с другими членами общины просил разрешения на постройку в Москве армянской церкви. И это ходатайство также было удовлетворено 3 августа 1740 года, спустя шесть месяцев после того, как Л. Ширванову была разрешена постройка армянской церкви в Санкт- Петербурге[32].
Оба эти разрешения были даны императорским двором совершенно самостоятельно — без переписки со Св. Синодом и без учета его мнения. Таким образом казалось, что с 1740 года духовные запросы армян, живших в России, должны были полностью быть обеспечены, так как, согласно указам 1740 года, в Петербурге и Москве армяне могли иметь свои церкви и совершать в них богослужения. Строительство первого молитвенного дома в Петербурге началось во дворе главы армянской общины Луки Ширванова (Гукаса Ширваняна) по проекту известного архитектора Трезини (был заложен фундамент для каменной церкви на углу 3-й линии и Малого проспекта на Васильевском острове). Лука Ширванов был одним из наиболее влиятельных армянских купцов и промышленников. Он строил в Санкт-Петербурге фабрики для изготовления шелковых и хлопчатобумажных тканей и владел несколькими торговыми судами.
В Энциклопедии улиц Васильевского острова (СПб., 1999) указаны несколько участков, принадлежавших Луке Ширванову. Во-первых, это часть территории дома № 20 по 3-й линии. Во-вторых, это участки № 34, 36 и 38 по 3-й линии. Про три последних участка сказано, что они принадлежали Луке Ширванову и его наследникам в 1730–1790-х годах. Угловой участок по Среднему проспекту № 15/34, а также участок дома по Среднему проспекту № 17 указывается как территория, принадлежавшая фабриканту, на которой Лука Ширванов в 1740-х годах предоставил помещение для церкви, обслуживавшей армянскую общину на Васильевском острове[33].
Ширванов предложил внести из собственных средств всю необходимую для строительства храма сумму. Но смерть Анны Иоанновны, последовавшая в том же 1740 году, осложнила дальнейшую жизнь армянских общин в обеих столицах Российской империи.
[25] От г. де-Камерона к графу де-Морвилю. Петербург, 16 декабря 1724 г. // Сборник Русского Исторического Общества (Сб.РИО), т. 52, СПб., 1886, С. 367.
[26] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 5. № 165. С. 189. Цит. по: Лебедев А., указ. соч. С. 8.
[27] Приложение к письму Гаррингтона от 27 августа 1733 г.// СбРИО, т. 76, СПб., 1891, С. 79.
[28] Лорд Гаррингтон лорду Форбесу. 27 августа 1733 г. (7 сентября н. ст.) Hampton-court // СбРИО, т. 76, Спб. 1891, С. 77.
[29] ПСЗРИ. Т. 9. (1733—1736). СПб., 1830. С. 482. № 6693.
[30] См. Лебедев А. Указ. соч. С 8—9. См. также: ПСЗРИ. Т. 11. (1740—1743). СПб., 1830. С. 11. № 8007 (от 18 янв. 1740 г. прошение армянина Ширванова “О построении церкви армянского закона в С.-Петербурге”).
[31] Там же. № 8007. См. также: Собрание актов. Т. 1. С. 15.
[32] Там же. № 8194.
[33] Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. СПб., 1999, С.174, 380.
[…] Послепетровская эпоха (1725—1740) […]