Из истории армянской общины в Петербурге. Часть 1

Фрагмент большой (139 источников) работы архимандрита Августина (Никитина) “Армянская христианская община в Петербурге” 5 марта 2011 г. (к 300-летию образования армянской общины в Петербурге).

Источник: сайт Духовной академии Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

Для удобства в скобках после числовой ссылки приведён сам источник. На внешней иллюстрации: Мигран Сосоян. Исраэль Ори с Петром I (из серии «Великая Россия протянула нам руку братства»). Из коллекции Национальной галереи Армении.


Когда Петр I, “прорубив окно в Европу”, основал в устье Невы новый город — Санкт-Петербург (1703), армяне начали селиться здесь, продолжая развивать торговлю с Западом.

Различия в вероучении Армянской Апостольской и Русской Православной церквей не препятствовали армянским христианам селиться среди русских жителей. Важным событием в жизни всех инославных христиан, живших в России, явился “Манифест Петра Великого” от 16 апреля 1702 года, в котором провозглашался принцип веротерпимости.

“И понеже здесь в столице нашей, — говорилось в “Манифесте”, — уже введено свободное отправление богослужения всех других, хотя и с нашей Церковью не согласных христианских сект, того ради и оное сим вновь подтверждается таким образом, что по дарованной нам от Всевышнего власти, совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о блаженстве души своей. И так мы крепко того станем смотреть, чтобы по прежнему обычаю никто как в своем публичном, так и в частном отправлении богослужений обеспокоен не был, но при оном содержании противу всякого помешательства защищен был. Буде же случится, что в каком-либо месте нашего государства или при наших армиях и гарнизонах, не будет настоящего духовного чину проповедника или церкви, то каждому позволено будет не только в доме своем самому и с домашними своими службу Господу Богу совершать, но и принимать к себе тех, которые пожелают у него собраться, для того, чтобы по предписанию всеобщего постановления христианских церквей, единогласно восхвалять Бога и таким образом отправлять богослужение” [8] (Полный свод законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. 4. (1700–1712). СПб, 1830. С. 28).

Сам Петр I проявлял веротерпимость к инославным; во время персидского похода (1722–1723) он “присутствовал в храмах армянского исповедания, удостаивал и знатное духовенство своим посещением, приглашая армян к водворению в Россию”[9] (Собрание актов.., Т. 2. С. 292). Первая армянская церковь была построена при Петре I в Астрахани; первоначально она была деревянной, а в 1706 году, согласно прошению армянина Богдана Готова, русский царь повелел “вместо деревянной церкви на том же месте построить каменную”. Вскоре армянам было разрешено совершать богослужения в Москве: здесь им была определена для этого церковь на посольском дворе, “на время, чтобы приходить им туда на молитву”[10] (Лебедев А. Вероисповедное положение армян в России до царствования Екатерины II (включительно). М., 1909. С. 7).

Петр I был заинтересован в расширении торговых связей как с Персией, так и с Западной Европой, и в армянах он видел хороших помощников в этом деле. Так, в ответ на челобитную армянского купца Сафара Васильева, который испрашивал у царя разрешение проходить с товарами в “Немецкие земли” через устье Невы, был от 11 марта 1708 года издан “именной, великого государя, указ”: “торговых армян отпускать с Москвы через Ругодев и Санкт-Петербург морем на каких судах похотят, а сухим путем через Ругодев и Санкт-Петербург в Шведские земли”[11] (Собрание актов. Т. 1. С. 354 (Опись армянским делам новых лет с 1701 по 1809 гг.). См. также: Армяно-русские отношения в первой трети ХVIII века. Сборник документов. Часть 1. Ереван, 1964, С. 30). Это благожелательное отношение русского правительства побуждало армян селиться в России, и в частности в Санкт-Петербурге.

К 1710 году в северной столице сформировалась армянская община численностью 40—50 человек, преимущественно из купцов и ремесленников-мануфактуристов. (На эту дату указывает документ, относящийся к 1780-м годам и находившийся в архиве армянской петербургской семьи князей Абамелек-Лазаревых[12].) (ЦГИА в СПб., ф. 880, оп. 5, № 108, л. 12. Григорьян (Григорьев) К. Н. Армянская культурная колония в Петербурге в ХVIII веке // Известия АН АрмССР (общественные науки), № 9, Ереван, 1953, С. 54) В городе открылись первые армянские торговые конторы. В 1710 году в Посольском приказе в качестве переводчика служил армянин Афанасий Панкратов. Петр I был чрезвычайно заинтересован в “размножении армянам коммерции”[13] (Армяно-русские отношения в первой трети ХVIII века. Часть 1, С. 173).

2 марта 1711 года в Санкт-Петербурге был дан указ Сенату, в котором предписывалось: “Персидский торг умножить и армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда”[14] (ПСЗРИ. Т. 4. СПб., 1830. С. 643. № 2329). Другим указом армянским купцам разрешалось “в нашей резиденции в Санктпетербурге и в прочих городах свободное пребывание иметь”[15] (Ананян Ж. А., Хачатурян В. А. Армянские общины России. Ереван, 1993, С. 30). “Армяне, — пишет русский историк Сергей Глинка, — на призывный голос Петра, сливавшийся с голосами их сердец, спешили целыми семействами переселяться и водворяться в пределах России”[16] (Глинка С. Обозрение истории армянского народа. Часть II. СПб., 1833, С. 246).

Переселившись в Россию, армяне заселяли в Москве и по берегам Невы земельные участки, которыми было положено начало армянской общине. Получив возможность жить в условиях добрососедства, армяне способствовали процветанию и укреплению страны. За преданность им как верным гражданам со временем было дано право строить церкви, открывать школы, иметь типографии, словом, жить полноценной, полнокровной национальной жизнью.

Добавить комментарий