Открытие выставки “Рядом с Параджановым” в РОСФОТО

14 марта 2024 г. в Санкт-Петербурге в Государственном музейно-выставочном центре “РОСФОТО” состоялось открытие выставки “Рядом с Параджановым” – к 100-летию Сергея Иосифовича (9.1.1924, Тифлис – 20.7.1990, Ереван), выдающегося режиссёра мирового кино.

Выставка сопровождается специальной публичной программой (кураторская экскурсия и авторские лекции Льва Наумова и Дмитрия Бакирова в конференц-зале), дни и часы были указаны в анонсе выставки на сайте армянской автономии и в соцсетях 5 марта – https://armenians-spb.ru/anons-14-03-2024/ Выставка продлится до 19 мая. Адрес: Большая Морская, 35. Дворовый корпус, 2-й этаж. Сайт РОСФОТО – https://rosphoto.org/events/ryadom-s-paradzhanovym/ Предлагаем репортаж с видеозаписью от информационной службы армянской автономии.

На открытие выставки 14 марта были приглашены многие деятели кино, культуры, студенты режиссерских факультетов, а также консул Армении в СПб Аза Ншановна Григорян. От Армянской национально-культурной автономии были: председатель Совета Карен Мкртчян, Нунэ Арутюнян, Эдуард Мосесов, Ваган Бабаханян.

На стене у входа на выставку Юрия Мечитова слова фотографа о режиссёре.

Человек колоссальной, чудовищной, почти животной энергии, силовое поле которого заманивало и не отпускало многих. Его толстые, на вид неуклюжие пальцы работали неутомимо и чрезвычайно ловко. Он рисовал, кроил, шил, готовил еду, мыл посуду с изяществом фокусника. Страшно не терпел, когда кто-то не мог забить гвоздь, завязать узел, повесить картину. Он жил и творил ежечасно, ежеминутно, в любое время, в любых условиях, за столом, на съемочной площадке, в тюремной камере…

Он впитывал жизнь, он жаждал жить — творить с какой то дикой неистовостью. Он создавал свою единственную, неповторимую, не связанную с какими-либо канонами красоту из совершенно не подходящих вещей — кефирных крышек, старых гребешков, поломанных игрушек… Своим вещам он придумывал забавные биографии. Его гость обязательно удостаивался чести сидеть на стуле, на котором «сидел сам Наполеон», рассматривать картину, которая «висела в царских покоях», и попивать чай из чашки, «принадлежавшей» кому-то из выдающихся личностей. Он любил и умел красиво дарить. Даря, он тем самым «распределял» красоту между жаждущими, но не мог терпеть, если его подарки не «работали», то есть не украшали кого-либо или что-либо.

Дом Параджанова был центром для знаменитостей всего мира. Щедрые на гостинцы соседи уже не удивлялись появлению Майи Плисецкой, Владимира Высоцкого, Марчелло Мастроянни, Аллена Гинзберга и других именитых гостей. Одного его можно было застать разве что рано утром. До самого позднего вечера его окружала самая разнообразная публика — торгаши и режиссеры, бывшие князья и «воры в законе», зэки из зоны и участковые милиционеры.

Хорошо разбираясь в людях, он говорил им все, что думал, зачастую эпатируя и шокируя их. Одни из его гостей уходили, поверив навсегда, что посетили великого человека, другие были уверены, что общались с самим дьяволом.

Будучи в тюрьмах и лагерях, Параджанов заводил прекрасные отношения с заключенными, надзирателями, начальниками. Они становились его друзьями, и поэтому «особо опасного преступника» переводили в другой лагерь, где все повторялось сначала.

Умея наслаждаться жизнью, он удивительно благоговейно относился к смерти. Когда умер муж его сестры, он гримировал покойника всю ночь, пытаясь сделать его красивее, чтобы тот хорошо выглядел в последнем акте своей жизненной драмы. Параджанов тяжело переживал вспыхнувший конфликт между армянами и азербайджанцами. Для такого знатока материальной культуры, обычаев и традиций любые границы всегда были не более чем условность. На киностудии «Грузия-фильм» он снимал в Баку с армянским оператором фильм «Ашик-Кериб».

Последний неоконченный фильм Параджанова «Исповедь» посвящен городу его детства, Тбилиси, который он любил до боли. Было снято всего лишь несколько кадров во дворе где он родился, вырос и жил последние двенадцать лет. Ему посчастливилось умереть, не увидев обожженного, израненного, страдающего, потерявшего способность веселиться Тбилиси.

Параджанов не был верующим, не был он и атеистом. С равным почтением он переступал порог католической и православной церквей, синагоги и мечети. Он веровал в красоту и находил ее в любом человеке, обычае, обряде, предмете… Он завещал нам эту красоту. Она в его фильмах, сценариях, коллажах рисунках и воспоминаниях тех, кто никогда не сможет его забыть.

Юрий Мечитов, фотограф

Мечитов и Параджанов

… Талантливый человек совмещает то, что можно совместить, а гений совмещает несовместимое. Им был Параджанов, и он своей жизнью и творчеством доказал, что невозможное возможно, несовместимое совместимо…

Благодарю руководство Росфото, моего старого друга Захара Михайловича Коловского. Я специально приехал сюда пораньше, и мы с ним успели обсудить не только эту выставку, но и договорились о будущих выставках, посвященных Армении, в частности – армянскому хачкару.
В прошедшие годы с Росфото мы сделали много совместных мероприятий. Я рад сотрудничеству Захара Михайловича с Арменией, в частности, с Матенадараном и государственным Историческим музеем…

(8,5 мин)

0:05 Артём Классен, историк, исследователь фотографии, руководитель пресс-службы РОСФОТО
0:14 Захар Михайлович Коловский, генеральный директор РОСФОТО: (0:40) эта выставка – голографический портрет Параджанова в художественном виде
2:05 Аза Ншановна Григорян, консул Армении в Санкт-Петербурге:
В Армении в этом году много мероприятий в Армении к 100-летию Параджанова. Основное мероприятие в октябре, но 1 апреля в день юмора в Гостином дворе будет посажен саженец персикового дерева.
3:17 Карен Ромикович Мкртчян, председатель Совета армянской национально-культурной автономии СПб
4:58 Дмитрий Дмитриевич Месхиев, кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств России:
Параджанов был очень сложным режиссером… Фантазия и творчество из него просто истекали.

Уже в день открытия выставки её посетили первые группы туристов. Причем после осмотра не спешили уходить, продолжая задавать экскурсоводу вопросы…

В Росфото есть книжный магазин. На фото помечена книга о Сергее Иосифовиче Параджанове.

Эта статья в других веб ресурсах:

Добавить комментарий