Из работы “Армянская христианская община в Петербурге” доцента Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрита Августина (Никитина). Другие главы – https://armenians-spb.ru/avgustin/
Вторая половина ХIХ века
В ноябре 1866 года император Александр II утвердил избрание духовного пастыря Брусы (территория Турции) Геворга IV католикосом всех армян. От имени императора новоизбранному католикосу были вручены орден Св. Александра Невского, бриллиантовый крест для патриаршей камилавки (который после Геворга IV носили армянские католикосы) и верительная грамота с приглашением посетить Санкт-Петербург. Встреча Геворга IV с Александром II состоялась 14 октября 1867 года в Георгиевском (Большом Тронном) зале Зимнего дворца, где католикос преподнес императору дарственную грамоту и подвеску (ныне в собрании Эрмитажа). Лицевая сторона подвески представляет собой золотую пластину с изображением св. Георгия Победоносца, окруженным бриллиантами с расходящимися золотыми лучами. С оборотной стороны подвеска имеет матовую стеклянную крышку, сквозь которую видны мощи; вокруг крышки – гравированная надпись на армянском языке[91].
В 1880 году, к 25-летию воцарения Александра II католикос Геворг IV преподнес императору иллюстрированное Евангелие на армянском языке, для которого в петербургской ювелирной мастерской Сазикова изготовили серебряный позолоченный оклад. Укрепленная на внутренней стороне оклада пластина гласит: “Государю императору Александру II 1855–1880 Эчмиадзинский Патриарх, Католикос народа гайканского Геворг IV”. Изящных размеров рукопись (15 х 11 см) на тонком белом пергамене украшена многочисленными миниатюрами. Она была написана в Амасии (соврем. Турция), в середине ХVII века и иллюстрирована художником Лазарем (ныне — в собрании Эрмитажа)[92].
Если первые армяне Петербурга занимались главным образом торговлей, то к середине ХIХ века многочисленной частью армянской общины стали преподаватели и студенты высших учебных заведений. К тому времени основными мигрантами стали молодые армяне, приехавшие в столицу России для получения образования или для усовершенствования в различных областях науки, прежде всего в медицине и филологии. Хотя в Петербурге не было армянского учебного заведения, здесь уже с первой половины ХIХ века армянский язык преподавали в университете, а в 1849 году была создана кафедра армянского языка и литературы. (Она была второй по счету в России; первая такая кафедра была открыта в 1842 году в Казанском университете.) На кафедре работали такие маститые армяноведы, как Н. Бероев, К. П. Патканов, Н. Я. Марр, Н. Г. Адонц. Здесь, наряду с Московским Лазаревским институтом, осуществлялась подготовка кадров арменистов.
В 1858 году в журнале “Духовная беседа” были опубликованы две работы епископа Псковского и Порховского Гермогена (Добронравина): “Краткий очерк Армяно-Григорианской Церкви” и “Вероучение Армянской Церкви”[93]. Изложив вероучение Армянской апостольской церкви, епископ Гермоген сделал в целом не традиционный для своего времени вывод о большой близости двух Церквей: “Обозрев… главнейшие члены христианского учения, исповедуемые Армянской Церковью, мы видим, — пишет он, — что эта Церковь относительно вероучения имеет разительное сходство с Церковью Православной. Мало того, она по своему вероисповеданию гораздо ближе к ней, чем другие Церкви, каковы, например, Римско-Католическая и Лютеранская, с которыми она не согласна в том же, в чем не согласна с ними и Церковь Православная”[94].
Во второй половине ХIХ века в Петербурге уже было сосредоточено несколько типографий, в которых издавались как научные труды по арменоведческой и исторической литературе, так и периодические издания. В 1863 году вышла первая в столице армянская газета “Юсис” (“Север”), просуществовавшая около года; в 1887–1898 годах издавался иллюстрированный литературно-художественный ежегодник “Аракс”; в 1903–1904 годах — ежегодник “Банбер граканутюн ев арвест” (“Вестник литературы и искусства”), сатирические журналы “Арцункнер” (“Слезы”) и “Саприч” (“Цирюльник”). В 1869 году из 370 проживавших в Петербурге армян 78% составляли представители интеллигенции, 8% — зажиточная прослойка, 7% — рабочие и ремесленники, и, кроме того, было 11 генералов и офицеров, 4 священнослужителя. И в дальнейшем армянское население Петербурга существенно отличалось от других армянских общин в России высоким удельным весом представителей интеллигенции.
Армянский приход Петербурга в течение почти всего ХIХ века оставался относительно немногочисленным; на 1869 год, например, он насчитывал 329 прихожан[95]. (Остальные четыре десятка армян принадлежали к другим конфессиям.) Одним из существенных источников дохода, необходимого для повседневных нужд общины, была, как и ранее, сдача внаем жилых домов (Невский пр., д. 40 и 42). В 1835–1837 годах восточный корпус (Невский, 42) был перестроен по проекту А. И. Мельникова.
С 1854-го по 1872 год в верхнем этаже дома № 42 жил со своей семьей Федор Иванович Тютчев (1803–1873), поселившийся здесь по приглашению семьи Абамелек-Лазаревых. В одном из своих писем (Санкт-Петербург, 23 июля 1854 года) поэт упоминает о квартире “в доме Армянской церкви, в третьем этаже, окнами на Невский проспект”. “Там 14 комнат с паркетом, — пишет Тютчев. — Сам хозяин, старик Лазарев, давнишний друг нашей семьи, пришел мне ее предложить. Она сдается с дровами и водой, конюшней и сараем, за 1500 рублей в год”[96]. А в письме от 11 августа 1854 года Тютчев сообщает: “Я сегодня окончательно нанял квартиру, о которой шла речь. Старик Лазарев очень доволен иметь нас жильцами”[97].
Первое десятилетие жизни Тютчева в армянском доме — это годы его близости с Еленой Денисьевой. Младшие сестры Елены учились в одном классе с дочерьми Тютчева. В доме Лазаревых Тютчев пережил самое большое горе в своей жизни: 4 августа 1864 года Елена Александровна Денисьева скончалась от чахотки через несколько месяцев после рождения их третьего ребенка[98]. Но куда бы потом ни забрасывала поэта судьба, он возвращался под крышу ставшего для него родным армянского дома. “Наконец я водворился со вчерашнего дня, здрав и невредим, в доме армянской церкви, где я почувствовал себя как бы надевшим халат”[99], — читаем в письме Тютчева от 28 августа 1869 года.
В соседнем флигеле армянской церкви — доме № 40 по Невскому проспекту — в 1873 году, в год смерти Тютчева, разместилась редакция газеты “Новое время”, основанной в 1871 году А. С. Сувориным, одним из замечательнейших русских журналистов и книгоиздателей. Абамелек-Лазаревы финансировали его издательство[100].
В 1891 году армянский храм на Невском проспекте подвергся некоторой перестройке[101]. Он был разделен перекрытием на два этажа. (Впервые реставрационные работы в церкви Св. Екатерины велись еще в 1837 году.) А в 1908 году здание церкви подверглось реставрации под наблюдением архитектора А. И. Таманяна. По его рисунку в 1906 году были исполнены металлические створы решетки входных дверей[102]. (Первоначально церковь отделялась от улицы расположенными между жилыми корпусами на Невском воротами с пилонами, увенчанными скульптурами львов; однако уже к концу XIX века эти ворота были убраны.)
О тогдашнем состоянии армянской общины в Санкт-Петербурге повествуется в книге Габриэля Тер-Габриэльянца “Армянская колония в Москве и Санкт-Петербурге” (М., 1888).
Армянская колония Петербурга, подобно московской, не имеет своего определенного квартала, а разбросана по всему городу. Уже с незапамятных времен армяне начали переселяться в Петербург. Так, в царствование императрицы Екатерины II прибыл из Персии армянин Лазарев, которого по справедливости можно считать прапраотцом армянской колонии. За свои заслуги Русскому императорскому дому он был пожалован в дворянское достоинство Российской империи. Вот по его-то иждивению и основана армянская церковь в Петербурге. Церковь помещается в лучшей части города, а именно на Невском проспекте, вблизи Гостиного двора, то есть в центре торговой деятельности Петербурга, а потому церковная недвижимая собственность приносит церкви большой годовой доход. Церковными делами распоряжается совет при армянской церкви. В настоящее время он состоит из председателя — князя Семена Давидовича Абамелек-Лазарева и постоянных членов: Г. А. Эзова, Н. С. Санасарова и др.; на нем лежат обязанности в управлении церковным имуществом и в распределении пособий недостаточным армянам, проживающим в Петербурге, и действительно надо отдать справедливость совету, что как само здание храма, так и другое недвижимое имущество содержатся в образцовом порядке. В настоящее время настоятелем при храме состоит отец Хорен, в мире Стефане. Прежде он состоял редактором “Гайкакан-Ашхар”, то есть “Армянский мирок” в Тифлисе, где он считается первым из учредителей Мариамян Ориордац Усумнаран, то есть Мариинское женское училище. Человек ученый и как писатель, известный всему цивилизованному миру, обладающий добрым и чувствительным сердцем и вполне входящий в нужды и потребности своей паствы. Как добрый христианин и любитель стародревних армянских церковных обрядов, я в бытность мою в Петербургеочень часто посещал армянскую церковь и должен сознаться, что благолепие службы и сила проповеди отца Хорена не оставляет желать ничего лучшего.
В настоящее время при армянской церкви составился вполне образцовый хор любителей из молодых людей, большей частью получающих среднее и высшее образование в Петербурге. Не могу из них не указать на двух замечательных талантливых певцов церковного пения: баса С. и тенора Д., голоса которых раздаются подобно звону небесных колокольчиков. Да, давно уже в Петербурге армяне не имели такого духовного пастыря, вместе с тем сильного духом проповедника и хорошего знатока армянской литературы. Так в четверг на Страстной неделе Великого поста отец Хорен произнес замечательную проповедь, основанную на текстах Евангелия, взятых от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Моих слабых сил не хватает, чтобы передать вполне точно эту замечательную проповедь…
После проповеди и службы вечерней ровно в девять часов вечера начался “плач Христа”. Все свечи были потушены, и в храме воцарился полнейший мрак. Вся армянская колония была в сборе. В настоящее время по инициативе отца Хорена у дверей армянской церкви сделана следующая заметка, которую давным-давно следовало бы принять к сведению каждому армянину: “Церковь просит почтеннейшую армянскую публику, которая приходит слушать богослужение, держать себя как прилично христианам и, не развлекаясь ничем посторонним, слушать слово Божие”.
Петербургские армяне, подобно московским, имеют свое собственное кладбище. От Смоленского православного кладбища на Васильевском острове отделено место для погребения умерших армян. Кладбище окружено прекрасной каменной оградой и содержится в чистоте и порядке. Роскошная растительность, повсюду рассаженная, украшает его. Множество поставлено роскошных и богато украшенных памятников, и тут же могилы бедняков, также нашедших здесь свое упокоение[103].
Последние десятилетия XIX века были тяжелым временем для армянского народа. Мирный договор, заключенный после окончания русско-турецкой войны 1877–1878 годов в Сан-Стефано, не смог защитить армян. Это привело к “систематическому вырезыванию армян”[104] и массовому переселению армянских семей.
Гонения со стороны Оттоманской империи особенно усилились с 1894 года, вследствие чего из сопредельных с Россией земель десятки тысяч армянских семейств, спасая жизнь, устремились в Россию. (Только в одном Стамбуле в 1896 году было вырезано 6 тысяч армян.) Перенося лишения, они оседали не только в Южной России, но добирались даже до Москвы, Санкт-Петербурга и Финляндии[105]. Российская общественность осуществляла массовый сбор средств в пользу этих беженцев. Силами русских прогрессивных кругов был издан сборник под названием “Братская помощь пострадавшим в Турции армянам” (М., 1897), доход от продажи которого направлялся в помощь жертвам гонений. Сборник завершался стихотворением Ф. И. Тютчева, которое в те годы оказалось очень актуальным:
Не в первый раз волнуется Восток,
Не в первый раз Христа там распинают,
И от “креста” луны поблекший рог
Щитом своим державы прикрывают.
Несется клич: “Распни, распни Его!”
Предай опять на рабство и на муки!
— О Русь, ужель не слышишь эти звуки
И, как Пилат, свои умоешь руки?
Ведь это кровь из сердца твоего![106]
В это трудное время, в 1895 году, Петербург посетил Верховный католикос Мкртич I (Айрик) (1893–1907). Здесь он был принят императором; он несколько раз присутствовал за богослужениями в армянском храме и проповедовал при стечении многочисленных прихожан. В одной из своих проповедей, касаясь бедственного положения армянских беженцев, он сказал: “Когда израильский народ был уведен в Вавилон, у прибывавших из Иерусалима он спрашивал о здоровье и целости Иерусалима. Вы — тоже переселившиеся на берега Невы, братья, знаю, и вы тот же вопрос задаете мне: „Айрик, ты откуда прибыл, скажи нам, здрава ли наша родина-мать — Армения, живы ли ее дети?“ Я знаю, и между вами есть люди со слабой верой, которые потеряли надежду, которые в отчаянии говорят: Армения погибла или полупогибла. Но я оповещаю вас: Армения еще жива и останется жива. Если Армения много потеряла, все-таки под охраной Божией вот 4 тысячи лет живут ее дети. Вы хорошо знаете, что Армения ныне разделена между двумя соседними государствами. Вы счастливы, вам выпал удел под мощной охраной великой России свободно исповедовать свою христианскую веру и, при условии честного труда, пользоваться всеми правами земной жизни; но братья наши в другой части Армении, подпавшей под власть турок, ныне стонут от всевозможных лишений и страданий. Отчаиваться, однако, не надо. Ничто на свете не вечно. Наступил, по-видимому, час, когда суждено прекратиться и мучениям многострадального гайканского народа”[107].
О проблемах тогдашних христианско-мусульманских отношений писал Н. С. Гумилев:
Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест.
Им помогает черный камень,
Нам — золотой нательный крест.
Наиболее заметный рост армянской общины Санкт-Петербурга произошел на рубеже ХIХ и ХХ веков: с 656 человек в 1890 году до 2120 человек в 1910 году[108]. В этот период шло дальнейшее увеличение удельного веса преподавателей и студентов. Торговцев оставалось сравнительно немного, но они по-прежнему держали в своих руках практически всю “восточную торговлю”, в том числе и кавказскими винами. По данным 1913 года, торговлей в городе занимались 27 армян, имевших только на Невском проспекте девять крупных магазинов. Среди представителей деловых кругов Петербурга были известны Ходжа-Эйнатов, Тер-Давыдов, Макаров и другие. Воздействие на армян русской культуры отмечалось от незначительных культурных заимствований до полной языковой, а иногда и религиозной ассимиляции. Как справедливо полагала Г. В. Старовойтова, по всей видимости, часть армян еще до своего переезда в Петербург переходила на другие языки и принимала другую веру. Так, по приведенным ею данным городских переписей Петербурга, в 1869 году из 370 здешних армян 329 были приверженцами Армянской апостольской церкви, 32 — Римско-католической, 8 — Православной; в 1881 году из 572 человек — соответственно 556, 7 и 8; в 1900 году из 1147 человек — 1127, 5 и 11; в 1910 году из 2120 человек — 2047, 17 и 47[109].
Что касается распределения армян Петербурга по родному языку, то если в 1869 году у всех родным был армянский, то в 1881 году этот показатель снизился до 86 %, поскольку 12 % уже считали своим родным языком русский и по 1 % назвали родным один из кавказских и прочие языки; в 1900 году — соответственно 83, 15, 1 и 1 %; в 1910 году — 76, 22, 1 и 1 %. Среди назвавших родным языком русский были преимущественно представители второго и третьего поколений петербургских армян. Начиная с 70-х годов ХIХ века в среде петербургской армянской интеллигенции и, особенно, студенчества стали широко распространяться идеи освободительного движения западных армян, при этом большие надежды возлагались на российскую армию, при поддержке которой в тот период обрел независимость болгарский народ[110].
Болгарский поэт Пейо Яворов (1878–1914) в 1900 году написал такие строки:
Изгнанники, жалкий обломок ничтожный
народа, который все муки постиг,
и дети отчизны, рабыни тревожной,
чей жертвенный подвиг безмерно велик, —
в краю, им чужом, от родного далеко,
в землянке, худые и бледные, пьют,
а сердце у каждого ноет жестоко;
поют они хором, сквозь слезы поют.
Как зверем голодным гонимое стадо,
рассеялись всюду в краю, им чужом, —
тиран-кровопийца, разя без пощады,
им всем угрожает кровавым мечом.
Родимый их край превратился в пустыню,
сожжен и разрушен отеческий кров,
и, беженцы, бродят они по чужбине, —
один лишь кабак приютить их готов![111]
В начале 1880-х годов интеллигенция образовала кружок, во главе которого были Мариам Варданян (Маро) и Мушег Серопян, впоследствии одни из организаторов социал-демократической партии “Гнчак” (“Колокол”). Еще большую популярность приобрело движение “северных” во главе со студентом Саркисом Гугоняном, объединившее армянскую интеллигенцию Петербурга и Москвы[112].
В те годы в Петербурге начали создаваться различные благотворительные армянские общества. Среди них следует отметить Общество по оказанию помощи беженцам, Церковный совет, Касса взаимопомощи учащихся армян. Сочувствие армянам выражали православные славянские страны, столетиями находившиеся под турецким игом.
В конце XIX — начале XX столетия лучшие представители петербургской армянской интеллигенции группировались вокруг князей Абамелек-Лазаревых. Князь С. С. Абамелек-Лазарев до самой смерти в 1916 году был председателем совета по управлению местными армянскими церквами. Многие из людей его круга оставили неизгладимый след в истории армянской общины: князья Аргутинские-Долгорукие, графы Деляновы, графы Лорис-Меликовы, С. К. Патканов, генерал от кавалерии Агаси-бек Авшаров и другие. Эти люди содействовали укреплению и единению общины и учреждению 14 декабря 1907 года Армянского кружка, сыгравшего видную роль в культурной жизни Петербурга.
Армянский кружок объединил представителей как петербургской интеллигенции, так и наиболее известных армянских общественных деятелей, проживавших в различных регионах страны и даже за рубежом. Целью кружка было сближение армян, проживающих в городе: 1. совместное обсуждение вопросов, касающихся национальной жизни армян; 2. издательство исследований, записок, книг и пр.; 3. на почве светских развлечений, как-то: спектакли, концерты и пр.[113] Кружок занимал часть двухэтажного здания на Спасской улице (дом № 15). Несмотря на разность политических взглядов и убеждений, членов кружка объединяла единая цель укрепления национальной общины, сплочения России и Армении.
Одним из важных очагов армянской культуры в северной столице являлось Общество изящных искусств, открывшееся накануне Первой мировой войны. Оно располагалось на Офицерской улице (д. 36). Общество материально и морально помогало молодым художникам и артистам, устраивало их передвижные выставки и литературные вечера. Благодаря пожертвованиям меценатов поддерживались одаренные представители учащейся молодежи, особенно из среды студентов.
Значительную роль в культурной жизни играл Церковный совет. Он делал все от него зависящее для сохранения культуры исторической родины. За год до геноцида (1915) совет организовал экспедицию под руководством М. Цицикяна для изучения экономического положения региона, сбора этнографического материала и памятников культуры. Часть привезенного материала члены экспедиции передали петербургскому Армянскому обществу.
Последним отпрыском прославленного рода Лазаревых по мужской линии был граф Христофор Екимович Лазарев (1780–1871), являвшийся попечителем Лазаревского института, основанного в Москве его славными предками. (В 1865 году Х. Е. Лазарев получил разрешение установить колокола в звоннице храма Св. Екатерины. Вскоре колокола были приобретены и “употреблены при богослужении”.)
Дочь графа, Елизавета Христофоровна Лазарева, вышла замуж за князя Семена Давидовича Абамелек (1815–1888), который был товарищем М. Ю. Лермонтова по Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. С Лермонтовым его сближало увлечение живописью. В 1855 году Академия художеств присвоила ему звание “художника по живописи исторической и портретной” за образ “Святого Стефана Пермского” и копии с картин Брюллова и Греза. Князь Абамелек и Лермонтов часто бывали у флигель-адъютанта императора И. А. Баратынского, мужа сестры Семена Давидовича — воспетой поэтами и живописцами красавицы Анны Давыдовны Абамелек-Баратынской. Лермонтова с Лазаревыми связывали также и родственные отношения. Сестра бабушки поэта Е. А. Арсеньевой была замужем за генерал-майором, адъютантом А. В. Суворова Иоакимом Васильевичем Хастатовым (1756–1809), находившимся в родстве с Лазаревыми. Поэтому многие влиятельные армянские семьи поддерживали тесные отношения с Лермонтовым. В 1873 году представители знатной армянской княжеской фамилии Абамелек породнились с графами Лазаревыми и получили высочайшее дозволение именоваться князьями Абамелек-Лазаревыми. За ними закрепилось право быть почетными попечителями института.
Последним владельцем знаменитого дома Лазаревых на Невском проспекте был сын генерал-майора князя С. Д. Абамелек-Лазарева — Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1853–1916), умерший бездетным. В 1881 году Семен Семенович окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где в то время преподавали знаменитые профессора армянского происхождения Орбели, Патканов, Бероев. Князь “выслушал полный курс наук по историко-филологическому факультету” и, защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата. В том же 1881 году он отправился в научную экспедицию по странам Средиземноморья. Программа путешествия предусматривала посещение Александрии, Каира, Луксора, Асуана и других исторических достопримечательностей Египта. В 1882 году Абамелек-Лазарев прибыл к развалинам знаменитой Пальмиры (ныне — территория Сирии), где сделал открытие мирового значения. Ученый проводил раскопки у храма Солнца и в версте от входа в храм обнаружил знаменитый “Пальмирский камень”, представляющий собой каменную плиту длиной 6 м и высотой 1,6 м с надписью на греческом и арамейском языках. Абамелек-Лазарев стал первым исследователем этого древнего документа, за что французская Академия надписей и эпиграфов признала его своим адъюнктом. Стараниями Абамелек-Лазарева и на его средства “Пальмирский камень” отправился в Россию и был установлен в Эрмитаже, где находится поныне. Кроме научных исследований, Семен Семенович занимался живописью, общался со многими знаменитыми художниками. Круг общения князя был чрезвычайно широк. Его судьба тесно переплелась с судьбами многих известных деятелей культуры. Он был знаком со Львом Толстым и часто бывал у писателя в Ясной Поляне. Этому способствовало также и соседство имений Толстых и Лазаревых, о чем напоминает название железнодорожной станции Лазарево Тульской области.
(По завещанию князя его дворец в Риме был передан Российской академии художеств. В 1948 году итальянское правительство передало виллу советскому посольству, и в настоящее время она является собственностью России. Русские художники-академисты имеют с тех пор свой уголок в Риме.) В 1904 году, согласно завещанию графа И. Л. Лазарева, прицерковные дома на Невском проспекте перешли в ведение армянской общины.
[91] Мирзоян Альвида. Памятники армянского искусства (Выставка в Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург, 4 декабря 2001 г. — 17 марта 2002 г.). СПб, 2001, С. 18.
[92] Там же, С. 18.
[93] Духовная беседа, 1858, № 45 и 48.
[94] Гермоген (Добронравин), епископ. Краткий очерк истории Армянской Церкви. Вероучение Армянской Церкви. М. 2000, С. 39.
[95] Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе (Петербург–Петроград–Ленинград). Л., 1987, С. 67; Тер-Саркисянц А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. С. 365.
[96] Письма Ф. И. Тютчева к его второй жене // Старина и новизна, кн. 19, Пг. 1915, С. 213.
[97] Там же, С. 217. Петербург, 11 августа 1854 г.
[98] Шульц С., указ. соч. С. 230.
[99] Письма Ф. И. Тютчева… // Старина и новизна, № 22, Пг., 1917, С. 245. Петербург, 28 августа 1869 г.
[100] Шульц С., указ. соч. С. 230.
[101] См. Доклад министра внутренних дел об утверждении проекта перестройки здания армянской церкви на Невском проспекте. 1891. ЦГИА СССР, ф. 1293, оп. 170, 1891, д. 51, л. 31. См. также: Дело об устройстве ворот с двумя подъездами в здании армянской церкви на Невском проспекте. 1858. ЦГИА СССР, ф. 218, оп. 4, д. 842, л. 14.
[102] См. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 172.
[103] Тер-Габриэльянц Габриэль. Армянская колония в Москве и С.-Петербурге. М., 1888, С. 100–104.
[104] Новый Энциклопедический Словарь (ред. Брокгауз, Эфрон), т. 3, С. 619.
[105] См. Эзов Г. А. Сношения Петра Великого с армянским народом. СПб., 1898. С. 143 (предисловие).
[106] Цит. по: Братская помощь. Отд. 3. С. 128.
[107] Патриарх-католикос Мкртич I (Айрик). Братская помощь. С. 548.
[108] Тер-Саркисянц А. Е. Указ. соч. С. 366.
[109] Старовойтова Г. В. Указ. соч. С. 65–66.
[110] Там же. С. 66.
[111] Яворов Пейо. Армяне // Поэзия Европы в трех томах. т. 1. М. 1977, С. 93.
[112] Старовойтова Г. В., указ. соч. С. 67.
[113] Веруем, № 1–2, 1994, С. 6.
[…] Вторая половина ХIХ века […]