Фрагмент книги Климента Амасяевича Арутюняна «Участие сынов Армянского народа в битве за Ленинград» (стр. 79-81 издания 2020 г. и стр. 84-87 издания 2011 г.). Фотография взята из этой книги, справа – могила Г. Петросяна в 2008 году.
Новый 2008 год я встретил в Санкт–Петербурге, в гостинице “Наука”. Узнав, что я пишу книгу об участии воинов–армян в Великой Отечественной войне, проживающий там кандидат физико–математических наук Гайк Асатрян, который долгое время работает там, мне сообщил, что возле гостиницы находится кладбище в лесопарке Сосновка, где похоронен один летчик–армянин. Меня это очень заинтересовало, и 2 января утром, вместе с Гайком, пешком, мы пошли туда. Оказалось, что в годы войны там находился военный аэродром, летчики которого защищали небо Ленинграда от немецко–фашистских стервятников. В лесопарке был построен памятный комплекс в честь погибших летчиков, а вокруг него были отдельные могилы. На одной из могил на мраморной доске была надпись: “Капитан Петросян”. Почистив снег, мы заметили, что фамилия, имя и отчество летчика были написаны на армянском языке. Там же я обещал Гайку, что обязательно выясню, кто этот герой. После новогодних каникул, я уехал в Москву, оттуда в Подольск, где находится Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Мои поиски в архиве увенчались успехом. Во–первых, я в 11–м отделе ЦАМО выяснил, что капитан Гегам Енокович Петросян приказом командующего Ленинградским фронтом генерал–лейтенанта М. С. Хозина за № 01007/н от 19 декабря 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Затем во 2–м отделе архива нашли наградной лист героя–летчика. Он был составлен 24 ноября 1941 г. и подписан командиром 44–го скоростного бомбардировочного авиаполка и военным комиссаром полка.
В наградном листе отмечено:
“Командир звена 2–й авиаэскадрильи лейтенант Петросян Гегам Енокович обладает отличной техникой пилотирования. При выполнении боевых заданий проявляет исключительное мужество и героизм. Каждый из его полетов говорит о его стремлении выполнить задание во чтобы то ни стало. В ночь на 7 июля 1941 года Петросяну было приказано бомбить Коувола. Противник при подходе наших самолетов применил прожектора и открыл ураганный огонь зенитной артиллерии. При попытке подойти к цели, самолет Петросяна был подбит прямым попаданием, но это не остановило отважный экипаж – они прорвались вглубь территории врага и на обратном курсе точно уложили бомбы в железнодорожную станцию Коувала. Экипаж наблюдал взрывы и пожар. 7 июля, при дневном полете в районе Острова, нашу семерку СБ атаковала превосходящая по численности группа Ме–109. Завязался жаркий бой. Ме–109 решили не допустить наших бомбардировщиков к цели, злобно атаковали группу со всех сторон. Когда СБ подошли к цели, в строю уже горело 3 самолета, но все из них сбросили бомбы в цель. На обратном пути от стервятников отбивались только 2 оставшихся наших самолета. В числе их был Петросян. Исключительно умелый маневр дал возможность радисту сбить Ме–109. Радист был тяжело ранен. Самолет Петросяна остался один, но, несмотря на все сумасшедшие атаки вражеских стервятников, им не удалось сбить самолет лейтенанта Петросяна. До последнего патрона отбивался радист, разя врага. Петросян привел искалеченный самолет на свой аэродром. В ночь на 3 ноября 1941 г., в исключительно тяжелых условиях, на высоте 200–300 метров под густой облачностью и в туманной дымке, лейтенант Петросян сделал подряд 3 боевых вылета, беспощадно уничтожая группировку фашистов, прорвавшихся к г. Тихвин. Таких примеров можно набрать десятки. Каждый полет лейтенанта Петросяна блещет героизмом, отвагой, искусством пилотажа. Отличный, дисциплинированный летчик. Беспредельно предан Родине, удивительно спокоен и мужественен, храбрый среди храбрых, отличный организатор. Имеет 38 боевых вылета, из них ночью – 22. Был в гос. командировке в Китае. Имел там 8 боевых вылетов. За исключительное мужество и бесстрашие, за виртуозную технику в выполнении боевых заданий против злейшего врага Родины – германского фашизма, лейтенант Г. Е. Петросян достоин высокой награды – ордена Ленина.
Командир 44 СБП майор Кочеванов,
военком полка, Герой Советского Союза,
батальонный комиссар И. И. Кожемякин
24 ноября 1941 год”.
В Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации мы установили, что мужественный летчик орден “Красное Знамя” № 16891 получил 6 марта 1942 года, ему было присвоено также воинское звание капитана, выдвинут на должность командира эскадрильи. Однако славному летчику не суждено было увидеть прорыв блокады Ленинграда. В одном из боев 14 мая 1942 г. капитан Гегам Енокович Петросян погиб смертью героя. Это был 119–й боевой вылет отважного летчика.
Мы в архиве разыскали другие данные о герое и выяснили, что Г. Е. Петросян родился 27 июня 1910 г. в городе Карс Восточной Армении (г. Карс ныне находится в Турции). После взятия 25 апреля 1918 г. Карса турками, семья Петросянов нашла приют в Александрополе (ныне Гюмри в Армении). В 1932 г. он в Ленинакане (ныне Гюмри) окончил рабфак, потом 4 сентября 1933 г. добровольно вступил на службу в Красную Армию, стал курсантом 7–й военной школы летчиков. В феврале 1936 г. лейтенант Г. Е. Петросян окончил учебу и служил в ВВС Ленинградского военного округа. С 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. он участвовал в Советско–финляндской войне. С 1930 г. был членом ВКП(б).