Генерал-директор тяги I ранга Борис Саламбеков

Это имя – гордость Ленинграда, Петербурга, Омска, Красноярска, гордость России. К сожалению, очень немного тех в армянских общинах Петербурга и России, а также в Армении, кто знает имя этого видного сына армянского народа. Эта заметка на сайте Армянской автономии напоминает о фильме 2007 года с добавленным от редакции сайта подробным таймингом внизу под видео и на ютубе.

Внизу:

  • О Саламбекове
  • О фильме “Борис Саламбеков. Дорога жизни”
  • Фильм с таймингом

Борис Константинович Саламбеков (25 декабря 1907 – 1 июля 1978) — видный деятель железнодорожного транспорта, начальник Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войны, а также ряда железных дорог в Сибири в послевоенные годы. Герой Социалистического Труда (1943). Был членом КПСС; избирался депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва (1946—1950; член Совета Союза от Ленинградской области). Генерал-директор тяги I ранга (1949) (эти звания были определены Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 сентября 1943 г.)

О Саламбекове большая статья в книге Армена Меружаняна “Маршалы, генералы, адмиралы армянского происхождения в Санкт-Петербурге” (на страницах 302-303 в 4-ом издании книги 2019 г.)

Имя Саламбекова – на старом сайте армянской автономии в разделе Героев Социалистического труда https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/leningrad-1 Оно было озвучено на презентации вклада армянского народа в защиту Ленинграда в годы ВОВ 21 февраля 2023 г. в Музее обороны и блокады Ленинграда https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/21-2-2023-blokada


Некоторые из эпитетов из фильма внизу: легендарный, с силой воли, обладал какой-то магической силой, которая заставляла верить в него, с принципом любую работу делать быстрее и лучше, никогда не жил для себя, подвиг был будничной работой, своей неуёмной энергией постоянно заряжал людей…

Его биография – в Википедии. Родился в 1907 году в армянской семье в Тифлисе. В 1,5 года остался без мамы.

В 16 лет начал зарабатывать, учась. В 23 года приехал в Ленинград.

В 25 лет женился на студентке своего же института в Ленинграде Магдалине Тиграновне Есаян. Во время войны она отказалась от эвакуации и преданно делила с мужем все тяготы блокадной жизни. Скоропостижно скончалась в марте 1947 году от туберкулёза. Двое суток после похорон жены Саламбекова не могли увезти с могилы.

После Победы по “Ленинградскому делу” 1949 года папал в расстрельный список с более 120 именами под номером 104. Но был сослан.

В 1961 г. в Красноярске женился второй раз.

Награды:

  • Герой Социалистического Труда (1943, с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени»)
  • Орден Ленина (3)
  • Орден Отечественной войны I степени
  • Орден Трудового Красного Знамени (2)
  • Орден «Знак Почета»
  • медаль «За оборону Ленинграда»
  • Почётный знак «Почётный железнодорожник» (3)
  • Золотая медаль ВДНХ (2)
  • Специальное персональное звание «Генерал-директор тяги I ранга» (1943)
  • Генерал-директор тяги I ранга (Генерал-полковник, 1949).

Фильм “Борис Саламбеков. Дорога жизни” снят в 2007 году к 100-летию Бориса Константиновича на студии “Партнёр продакшн”. Автор и режиссёр Сергей Покровский. В ютубе он был выложен в трёх частях. Мы объединили их, но по новым правилам ютуба из-за авторских прав пришлось удалить музыку от Leftfield “A Final Hit” в 20-секундном отрезке (38:52 – 39:17). Фильм доступен без изъятия этой мелодии в Дзене – https://dzen.ru/video/watch/661cd81dd3e5ad017478e5cc

(52 мин)

Содержание
1:20 Людей такой породы почти не осталось
1:50 Тифлис
3:07 улица Вагонная
3:45 Борис Аветиков, почётный железнодорожник РФ
4:05 Борису было 1,5 года, когда умерла мать. В 16 лет уже зарабатывал деньги после учебы
5:20 С дипломом техникума поступает практикантом в Тифлисское паровозное депо, становится помощником машиниста
5:50 Приезд в Ленинград – колыбель российских железных дорог
6:50 Поступает в Ленинградский институт инженеров ж/д транспорта
8:25 Нина Саламбекова, вдова
9:50 В 1932 году женился на студентке того же института Магдалине Тиграновне Есаян. Во время войны она отказалась от эвакуации и преданно делила с мужем все тяготы блокадной жизни
10:45 Когда её не стало в марте 1947 году от туберкулёза, спасённая её блокадным пайком женщина горестно вздохнёт: “Я жива, а её нет…”
11:20 Двое суток после похорон жены Саламбекова не могли увезти с могилы. Тридцать лет он прожил без неё
13:30 Геннадий Коренко, ветеран ж/д транспорта: Он обладал какой-то магической силой, которая заставляла верить в него
14:30 Основополагающий принцип Саламбекова: любую работу можно сделать быстрее и лучше
14:50 Борис Никифоров, ветеран ж/д транспорта
16:03 Война, блокада, оборона Ленинграда
17:55 Нина Саламбекова, вдова
20:00 В блокадном городе оставались 2 млн 877 тысяч человек, в т.ч. 400 тысяч детей
20:25 Борис Аветиков, почётный железнодорожник РФ
21:00 Новая Южная группа управления ж/д с центром в Бологое
22:00 Легендарная операция с проездом над огромными бомбами, первый паровоз вёл машинистом сам Борис Константинович
24:45 Борис Аветиков, почётный железнодорожник РФ: Он никогда не жил для себя
25:55 Борис Никифоров, ветеран ж/д транспорта
29:00 С января 1942 года увеличились: норма выдачи хлеба и число ввывезенных ленинградцев (10 тысяч в январе, в марте 223 тысячи)
29:45 Дорога жизни
31:25 Новая линия ж/д на тысячах сваях через Ладогу
32:20 Ещё одна новая линия – “Шлиссельбургская магистраль”
35:30 Борис Аветиков, почётный железнодорожник РФ
36:40 Подвиг был будничной работой машинистов
37:00 Эпизод встречи с писателем Чаковским на станции Ладожское озеро и статья в газете
38:52 – 39:17 без звука из-за ограничения ютуба
39:40 “Ленинградское дело” 1949 года и расстрельный список с более 120 именами
40:15 Борис Аветиков, почётный железнодорожник РФ: Борис Константинович шёл 104-ым номером в списке. Лазарь Каганович вместо расстрела отправил Саламбекова в ссылку в Фаянсово
41:50 Нина Саламбекова, вдова
42:50 3,5 года гордо работает, хоть и на пониженной должности
43:00 1954 год – Омск. Его неуёмная энергия вновь заряжала людей
44:10 1960 год – став начальником Красноярской ж/д дороги, он вывел дорогу из отстающей в образцоввую
44:35 Владимир Реймаров и Геннадий Коренко, ветераны ж/д транспорта: Только гениальный и легендарный человек с большой силой воли может смело взять на себя во многом рискованные и ответственные решения. Таким был Саламбеков.
46:30 Нина Саламбекова, вдова: Люди любили его
49:15 1967 лет – уход на пенсию в 60 лет
49:25 Владимир Гинько, ветеран ж/д транспорта
50:30 Он прожил достойнейшую жизнь, но ушёл, так и не написав мемуаров.

Добавить комментарий