Можно ли преодолеть разногласия между ААЦ и РПЦ?

Ровно два года назад, 14 марта 2022 года в одном из наиболее популярных в среде интеллектуалов и глубоких по содержанию ютуб каналов “Серафим. О Боге, людях и здравом смысле” (212 тысяч подписчиков) была размещена видеозапись беседы двух священников РПЦ и ААЦ.

Это была очень интересная и познавательная беседа представителей двух конфессий – РПЦ (монах Макарий Мкртчян) и ААЦ (иерей Гевонд Темкин). Беседа прошла на ютуб площадке Серафима Сашлиева, в прошлом – корреспондента и ведущего телеканала «СПАС» (он с 16 марта 2022 г. заблокирован на ютубе).

Тогда сразу (17 марта 2022 г.) это видео с комментариями было отражено на прежнем веб сайте Армянской автономии Петербурга https://infoankaspb.wixsite.com/armspb/post/14-3-2022 И было всего (для такой темы это мало) 789 просмотров (счетчик там внизу под статьей) и всего один коммментарий читателя. В ютуб канале “Серафим” за 2 года на 20 марта 2024 г. 187 тысяч просмотров, 2185 комментариев. Тема архиважная, вопрос остаётся по-прежнему актуальным. Потому повторяем старую страничку с видео на новом сайте автономии, ожидая бОльшую активность в виде просмотров и комментариев.

Отметим самокритично – очень показательно, что беседу вели двое армян, но в комментариях всего штучное количество от армян. То есть мы, армяне, не смотрим, не слушаем, не вслушиваемся. А если и посмотрим, то не напишем своё мнение. Предпочтём замкнутость, гордыню, эго…


Ютуб канал Серафима Сашлиева

За неполные 4 года с августа 2020 г. – 87 видеопередач, 212 тысяч подписчиков.

“Армянской” темы на канале Серафима практически нет, и видимо потому он мало знаком армянской общественности даже в России.

В ноябре 2020 г. Серафим Сашлиев организовал беседу представителей РПЦ, католической и протестантской церквей с участием иеромонаха Иоанна (Гуайта), клирика храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, заведующего кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспиратуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (РПЦ). Он – автор известной книги “1700 лет верности. Истории Армении и её Церкви” (текст, одно из видео).

За 1,5 года до 2022 г. видео беседы просмотрели 400 тысяч человек – https://www.youtube.com/watch?v=mbAIK_slkeQ Потом оно было удалено из ютуба, как и многое в эти годы. То видео было Серафимом выложено в ютуб с титрами на английском. Жаль, что видео беседы о. Гевонда и монаха Макария Мкртчяна без таких титров. Ведь так важно сделать обсуждение доступным и для внешнего мира, в т.ч. для миллионов прихожан ААЦ в диаспоре, кто не владеет русским.


Из комментариев к беседе двух священников из ютуб-канала

  • Как хорошо что Серафим и его команда приглашают адекватных, спокойных людей к себе на передачу. Респект за таких хороших гостей! 2 часа пролетели незаметно.
  • Даже с богословским образованием многие моменты пришлось переслушивать)) очень интересно, узнал для себя много нового.
  • Какой насыщенный диалог, ну супер.
  • Потрясающий диалог, глубочайшие знания, очень приятно смотреть и слушать тем, кто ищет истину, и тем, кто утверждается в истине!
  • Слушать умных людей – как родниковую воду пить!
  • Какие приятные герои, вежливые, добрые, спокойные. Как жаль, что есть разделение.
  • Передача – огонь! И священники потрясающие!
  • Очень крутой выпуск! Я сам армянин, протестант, и уже 2 года смотрю ваши выпуски! Мне очень нравится ваш канал, и каждый выпуск смотрю с радостью! Это просто восхитительный выпуск, я даже представить не мог, что такой выпуск появится, очень полезный и познавательный!
  • Беседа сладкая как мед! Большое спасибо, так приятно слушать воспитанных и умных людей!
  • Сложный для рассудка, трудный для сдерживания эмоций, но такой ПРЕКРАСНЫЙ и НУЖНЫЙ диалог!! Оба собеседника обнаружили высокие интеллект и культуру, но особенно, — учитывая армянскую горячность, — настоящую аскезу!! Году эдак в 2005-м мне приснился сон. Лето. Сельская дорога. Вокруг — поля. Многолюдный Крестный Ход. Хоругви и иконы с ликами, похожими на армянский тип. У кого-то спрашиваю: “Что это?” Отвечают: “Как? Разве Вы не в курсе? Это — воссоединение Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей”. Возможно этот сон был следствием впечатления от увиденного и прослушанного диска, где по благословению русского и армянского Патриархов хоры РПЦ и Эчмиадзина пели Пасху.
  • Очень приятные отцы, добрые, обаятельные, искренние. Очень полезная беседа для слушающих, так как тема важная и малообсуждаемая.
  • К сожалению, тут уже такой вопрос есть: а осталось ли “мировое православие”? Учитывая вполне национально-политический вопрос о русской автокефалии аж XVII века или вопрос о болгарской автокефалии, повлекший споры о “филетизме”, можно даже спросить и “было ли мировое православие”, то есть “было ли оно не знавшей сепаратизма монадой”, учитывая стремительную национализацию, появление титула “патриарха” и его историческое оформление в нечто далеко не только как “первого среди равных”, но вот сосредоточимся на вопросе “осталось ли оно”. (продолжение этого очень большого комментария – здесь)
  • Как больно это слушать, наверное, когда все конфессии объединятся и наступит мир на Земле!!! Религия – это не философия, на мой взгляд, единственный критерий в ней – это любовь к Богу и людям!!!
  • Шагами для воссоединения ААЦ и РПЦ могут быть признание различия в богословских подходах, взаимное признание возможностей разного осмысления догматов, что-то отнести к области теологуменов. Национальные и литургические традиции особо трогать не следует. канонические и территориальные границы, разные юрисдикции на одной территории – считать допустимым. Это не разделяет Церковь как Тело Христово.
  • 00:00 – Интро
  • 00:52 – Что такое – Армянская Апостольская Церковь?
  • 02:46 – Что такое – Русская Православная Церковь?
  • 04:00 – Реклама Code Breakers
  • 06:14 – Почему ААЦ вне единства с мировым православием?
  • 09:00 – Что произошло на Халкидонском соборе?
  • 14:20 – Природа Бога
  • 20:40 – Армяне – монофизиты?
  • 25:20 – Есть ли разница между ААЦ и РПЦ?
  • 26:40 – Можно ли преодолеть разногласия между ААЦ И РПЦ?
  • 27:41 – Спор о природе Христа
  • 39:38 – Причины раскола
  • 53:24 – Откуда мы знаем о том, как «устроен» Бог?
  • 1:12:30 – Разные типы мышления
  • 1:14:26 – Политические причины раскола
  • 1:33:56 – Есть ли в ААЦ неармяне?
  • 1:43:35 – О новосозданной епархии РПЦ в Армении
  • 1:55:26 – Что нужно сделать для воссоединения ААЦ и мирового православия?

Иерей Гевонд (Тёмкин)

Родился 20 марта 1986 г. в г. Ленинграде.
В 2001 г. окончил среднюю школу номер 200 г. Санкт-Петербурга.
С 2001 по 2004 гг. Учился в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.
В 2004 г. переехал в Армению и продолжил обучение в Государственном инженерном университете Армении (ныне Национальный Политехнический Университет Армении), который окончил в 2007 г.
С 2007 по 2012 гг. учился в Духовной академии «Геворкян».
В 2010 г. был рукоположен в диаконы епископом Артаком Тиграняном.
В 2012 г. по окончании обучения был назначен на службу в Духовной академии «Геворкян» в качестве секретаря.
В 2013 г. был рукоположен во священники епископом Геворгом Сарояном и продолжил духовное служение в Духовной академии «Геворкян».
В 2016 г. распоряжением Католикоса Всех Армян был назначен проректором по учебной части Духовной академии «Геворкян».
В 2019 г. назначен на духовное служение в Российскую и Ново-Нахичеванскую епархию, в г. Санкт-Петербург.

Источник: сайт ААЦ СПб

16 декабря 2021 г. Конференция по Нагорному Карабаху (Арцаху) в Санкт-Петербургской Митрополии РПЦ

Июль 2021 г. Мученичество в Церкви. Современные параллели (1,5 часа, 224 просмотра на 16.3.2022 и 463 на 20.3.2024)

Монах Макарий (Мкртчян)

Родился 31 мая 1968 года.
19 января 2014 года по благословению наместника Высоко-Петровского монастыря зачислен в штат трудников Высоко-Петровского монастыря.
2 февраля 2015 года определен старшим алтарником Высоко-Петровской обители.
Зачислен в братию Высоко-Петровского монастыря в июле 2015 года.
16 ноября 2015 года назначен заместителем директора Петровской богословской школы.
24 апреля 2019 года, в среду Страстной седмицы, наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) по благословению Священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил иноческий постриг послушника Михаила (Мкртчян), который был пострижен с именем Косма в честь преподобномученика Космы (Магда).

22 апреля 2021 года, в четверг пятой седмицы Великого поста, наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) по благословению Священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил постриг в мантию инока Космы (Мкртчяна) с именем Макарий в честь священномученика Макария (Гневушева). Об этом событии – здесь.

Образование:

В 1991 года окончил Московский институт электронной техники по специальности Инженер-электронщик.

В 2009 году окончил Православный Свято-Тихоновский университет, присвоена квалификация «Теолог». В 2013 году окончил Общецерковную аспирантуру и докторантуру им. Святых Кирилла и Мефодия. Диссертация – «Концепции общей и частной природ в контексте богословского диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами».

Источник: сайт Высоко-Петровского мужского монастыря (эта ссылка приносит пустую страницу в 2024 г., но фото и имя о. Макария – странице братии https://vpmon.ru/bratiya/)

Фрагменты диссертации – здесь.

Добавить комментарий